Перейти к содержанию
  Понедельник 25 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

В лицейских садах, в поэтических сферах…

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Юный Пушкин (Денис Береснев) с одной из своих первых муз;  Фото автораАлександр Сергеевич Пушкин не так уж часто становится героем сценических и экранных произведений. Последним по времени его появлением в качестве персонажа стал фильм «1814», повествовавший об ученических царскосельских годах «нашего всего» и товарищей его юности. Пару лет спустя Московский драматический театр «Сфера» вновь обратился к начальным периодам жизни национального гения. Для этого была извлечена из глубокого забвения пьеса Андрея Платонова «Ученик лицея (Юный Пушкин)». Не самое выдающееся произведение из платоновского наследия, написанное в трудное для автора послевоенное время, но печать неподражаемого авторского стиля, слога и мировоззрения, без сомнения, лежит и на этом своеобразном сочинении.

Режиссёр Александр Коршунов не стал экспериментировать с исходным текстом, а сделал акцент на достоверную и живую передачу самобытности произведения Платонова и атмосферы лицейской жизни Саши Пушкина. К слову сказать, в «Сфере» – безусловное уважение к литературной основе спектакля, а она тут, как правило, высочайшего «классического» уровня, является одним из краеугольных камней. В чём в чём, а в невнимательности к своим авторам театр никак не упрекнёшь…

Итак, юный Пушкин. Что подтолкнуло его к сочинительству? Боль! Увы, положение о том, что прекрасное нередко рождается в мучениях, никто не отменял, и об этом в спектакле ярко говорит сцена встречи Саши с «грустной русской Музой» (Ирина Мреженова), крепостной, поющей по вечерам колыбельные у могилы единственного сына, забитого насмерть палками. Пушкин у молодого актёра Дениса Береснева получился очень впечатлительным, чутким. Улыбка, красовавшаяся на его лице в начале беседы с бедной бабушкой, по мере её откровенного рассказа превратилась в скорбный излом. И этому сопереживанию веришь. Кажется, что исполнитель глубоко проникся своей ролью, ощутил себя поэтом. А именно человеком, способным подскакивать в кровати на заре в порыве вдохновения, рвать свои стихи и вызывать друга на дуэль из-за обострённого чувства справедливости.

Кстати о друзьях. В спектакле перед нами предстают четверо из них: гвардейский офицер Пётр Чаадаев, а также ученики лицея – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и – как без него? – основатель «ЛГ» Антон Дельвиг. Героев, оказавших несомненное влияние на молодого Пушкина, объединяют юношеское бесстрашие, максимализм, интерес к происходящим в стране событиям, на которые они бурно реагируют, к примеру, в эффектной сцене в гостях у Чаадаева. Этот довольно шумный и продолжительный эпизод «гусарского» пиршества открывает нам Пушкина – егозу и балагура, полностью оправдывающего свою лицейскую кличку «смесь обезьяны и тигра».

Несмотря на, скорее, внешнюю несхожесть артиста Береснева и его великого героя, исполнитель очень точно передал характер поэта, его внутренний мир и широту, ранимость, отзывчивость души. Жаль, лицейские друзья Александра Сергеевича в постановке показаны весьма поверхностно. Но вина за это должна быть разделена на всех: режиссёра-постановщика, актёров (Никиты Спиридонова, Дмитрия Бероева и Александра Артамонова), которые вроде бы пытались выжать всё, что возможно и даже невозможно, из своих ролей, но и автора пьесы, сделавшего – в духе времени – упор на взаимоотношениях Пушкина с родными и дворовыми, его тайную сердечную привязанность к Е.А. Карамзиной и отношении к крепостному праву.

Приятное исключение в компании друзей «юности беспечной» составил более взрослый Пётр Чаадаев, в исполнении Сергея Рудзевича получившийся настоящим русским офицером. Статный, благородный, рассудительный. Тем не менее ему не чужды ребячьи шалости лицеистов, с которыми он не только любит покутить. Чаадаев разделяет их чаяния о вольной России, с одной только оговоркой – он уже знает, насколько будет труден путь того, кто решится пойти против царя. Яркий пример – адъютант коменданта Царского Села Захарий Петров (Алексей Суренский), поплатившийся своей свободой за желание дать её крестьянам.

Вообще новый спектакль театра «Сфера», хочешь не хочешь, заставляет вступать в некую внутреннюю полемику с известным высказыванием, что «нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». В «Сфере» маленьких актёров нет. Даже самые короткие эпизодические роли, как ямщик Кузьма (Вячеслав Мищенко), сыграны сочно, колоритно, оригинально.

А особо хотелось бы отметить роль няни Арины Родионовны. Актриса Надежда Перцева смогла показать всю глубину поистине материнской любви старой крепостной женщины к своему барину: «Хоть он и при матери своей рос, да не близко, а у меня-то возле самого сердца вырос…» Эти чувства не всегда несут одну лишь радость. Подчас они вводят няню в тоску, причиняют боль от грядущего расставания. И всё это – в глазах Надежды Перцевой. Один её взгляд на повзрослевшего Сашу, отправляемого в ссылку неизвестно куда, красноречивее любых слов и жестов.

Светлана НОСЕНКОВА

Светлана Носенкова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты