Фестиваль «Русская классика»: продолжение следует
Города, театры, фестивали… Как люди, все разные. Правда, фестивали в последнее время многие стали повторять друг друга, унифицироваться, одинаково приобретать отчётливо коммерческий характер, где главным критерием для участия и побед становится не творческое своеобразие, а касса.
Кажется, в идеальном виде это не должно было быть противопоставленным, художественные достоинства и кассовый успех, но рынок, восторжествовавший в том числе и в театральной сфере, развёл эти два показателя по разные стороны баррикад, и деньги слишком часто одерживают победу над творчеством. Тем дороже последовательная и упорная борьба устроителей подмосковного фестиваля в Лобне за особенные честь и достоинство своего форума под знаковым названием «Русская классика», который ежегодно проводится по весне, и в этом году прошёл уже в 23-й раз. А ведь действительно именно классика и отношение к прошлому богатству нашей культуры стали сейчас тем оселком, который обнаруживает серьёзность намерений, способность соединить прошлое с настоящим, в конце концов профессиональный уровень наших мастеров сцены. Только эпатировать, любой ценой удивлять, использовать все средства, вплоть до дурновкусицы и откровенной пошлости, лишь бы привлечь зрителя? Или мучительно искать новые пути в новых современных условиях, актуальные темы и новые смыслы в бездонных глубинах русской классики?..
Уже с самого начала, в первые же дни стала очевидна сложность и неоднозначность проблемы. Анна Каренина Истринского драматического театра (София Елфимова) – девочка, с дерзостью и искренностью юности бросившаяся в омут страсти и сломавшаяся под тяжестью «взрослой» жизни, которой не выдержала, была неожиданно новой в ряду всех известных «Анн».
Вронский – Андрей Соколов и Каренин – Денис Ясик, два Алексея самозабвенно и точно живут в спектакле режиссёра Сергея Гука, в своём треугольнике и со своей Анной. Спектакль микширует роль социума, общественные смыслы, сосредотачивается на вечных тайнах в отношениях мужчины и женщины и достигает особенного камерного, эмоционального, очень интимного, чувственного звучания вечного романа Льва Толстого. Получилось вдруг современно и волнующе!
Лобненский театр – хозяин, «Камерная сцена» показала даже не Чехова, а Антошу Чехонте, то есть раннего классика, здесь под названием «Невидимые миру слёзы». Спектакль объединил две юморески и играет изящный, лёгкий водевиль, где в тупой и скучной жизни стареют и дурнеют женщины, пьют и тем развлекают себя мужчины. Смешно и грустно! Молодой режиссёр Роман Шумилов изобретательно «играет» с жанром, доводя комедийные ситуации до гротеска, эксцентрики, цирка и добивается от актёров Маргариты Забалуевой, Алексея Власова, Ильи Устюжанина, Георгия Фетисова абсолютной органики и праздничного веселья. Стихия безудержного веселья царит и в спектакле македонского театра «Велес» по мотивам чеховского «Медведя». У них спектакль называется «Вдова выходит замуж». Поставил его режиссёр Младен Крстевски. Легко, изящно, весело шутят и испанские актёры в спектакле Марио Пассеро по мотивам раннего Чехова.
Много разного было, как всегда, на фестивале. Вот один только день… И один из спектаклей «После Чехова» питерского театра «Ковчег». Модные сейчас зарубежные упражнения по Чехову американского драматурга Брайана Фрила, где, по-моему, абсолютно произвольно и натужно соединяются чеховские герои из разных пьес Соня Войницкая и Андрей Прозоров.
И талантливый режиссёр Людмила Манонина-Петрович не может одолеть случайность, необязательность ситуации, не спасают усилия актёров-исполнителей, талант актёра Василия Зиновьева, красочные добавки в виде дополнительных декоративных персонажей, красивых романсов и музыки… А второй спектакль был по М.Ю. Лермонтову, поэме «Демон», которая превратилась в «Восточную повесть» у режиссёра Алексея Гусарова (московский коллектив) и в простую, сентиментальную историю, чего мало для «Демона», ушли метафизика, философия, масштаб поэмы. Тамаре – талантливой Надежде Исаевой – не удалось совершить переход от земной невесты к вечной, Божьей. Спектакль минует столь важную для Лермонтова тему схватки Ангела и Демона, страстей и истины, которые преследовали Тамару в миру и даже там, в вечной жизни, на небе. Лермонтовская трагедия – космическая, всеохватная, чего не достигает спектакль.
Бесконечно интересно думать не только о том, что состоялось в спектаклях, но о том, что могло бы быть, чего не хватает. Мне-то кажется, что в нашей театральной жизни сейчас вообще стало не хватать таких даже просто размышлений, разговоров о профессии. В Лобне лаборатории творчества уделяется особое внимание. Обсуждение спектаклей – важная часть фестиваля.
Не открою ничего нового, но театр сегодня переживает сложные времена. Вроде бы заблудился, растерялся. Рынок давит. Идей новых нет. Куда идти? Как развиваться? Двигаться по накатанной колее – прослыть отставшим, консервативным. Но и этот путь существует. Внимательно воспроизводя текст, подробно и скромно играет Арзамасский театр пьесу М. Горького «Зыковы» (режиссёр Александр Иванов). Просто сюжетом, напряжением горьковского слова держит интерес к спектаклю. «Просто» – опасное в искусстве слово, оно часто оказывается близким к примитиву, как, увы, случилось в спектакле товарищества артистов МХАТ, кстати, странное название у коллектива, причём тут МХАТ?! А спектакль называется «Незнакомый господин Чехов» (режиссёр Петр Гилёв).
Спектакль-то получился слишком знакомым по простому пересказу текста рассказов, по вставным номерам для украшения, по слишком элементарным для соседства с Чеховым текстовым «подводкам», по очень внешней манере существования актёров.
Театр из далёкого красноярского Шарыпово, чтобы приехать в Лобню, бросил клич в «Фейсбуке»: помогите попасть на фестиваль в Лобню, надо на дорогу 391 тысячу 510 рублей. Собрали. Приехали. Привезли «Грозу» А.Н. Островского и стало ясно, что режиссёр Снежанна Лобастова, которая работает в этом театре уже больше 20 лет, строит на севере свой новый театр. И создаёт новую эстетику, новый стиль. Всех удивили своей «Грозой». Я всегда думала, что трудности пьесы неодолимы для сцены и подтверждение тому находила даже в лучших спектаклях, мной виденных, Бориса Бабочкина в «Малом театре» с Людмилой Щербининой, его музой, в «Современнике» с Чулпан Хаматовой. Здесь спектакль лишён вовсе хрестоматийного пафоса и никакого нет «приклеенного» к нему моим далёким коллегой в прошлом «луча света в тёмном царстве». Есть образ маленького волжского городка, его жителей, толпы обывателей – стена, которую не прошибить! Вёдра с водой, стулья, кнуты… а значит, свои петли и запреты. И страхи. И вдруг случившаяся короткая любовь замужней Кати – чудная актриса Ксения Коваленко! – с приезжим Борисом (Валерий Курченко). Не забыть, как Катерина прощается с возлюбленным, на миг припадая к нему, ища поддержки, – не нашла. Деловито собрала в кучу вёдра, стулья, сделала свои дела и ушла… в воду... А толпа обывателей, лузгающая семечки, осталась, со своими ведьмачками и вурдалаками... Со своими законами! С чёрной классной доской, на которой можно водой написать: люблю! – но буквы быстро просохнут и исчезнут. А может, это – чёрный квадрат, тайна Малевича?! Абсолютная победа маленького театра из далёкого сибирского городка Шарыпово, что в Красноярском крае, всего-то на тридцать тысяч жителей, а в театре 120 мест, и большого режиссёра Снежанны Лобастовой с её коллегами. Подумать только, а мы до сих пор ничего о них не знали! Хотя «Золотая маска» тут – молодец! Оказывается, этот театр уже обнаружила и награждала его. Воистину страна наша может «прирастать Сибирью»!
14 коллективов было в этом году. А всего за 23 фестиваля – более трёхсот.
И всё-таки любой фестиваль – это всегда ещё и соревнование, где бывают лучшие спектакли и похуже. Здесь свои герои и аутсайдеры, свои победители. Это, конечно же, решают в итоге зрители. Но и жюри профессиональное тоже представляет интересы зрителей, как и профессионального сообщества. Кто получит Гран-при… лучший режиссёр… сценограф… лучшие мужские и женские роли…
Конечно, прежде всего шарыповская «Гроза».
Среди бесспорных лидеров «Русской классики 2018» – Литературный театр из Санкт-Петербурга Олега Попова, который своими спектаклями настойчиво возвращает забытые в последние годы шедевры русской литературы. Один он воссоздаёт в спектакле по «Одесским рассказам» И. Бабеля целый мир колоритных королей и биндюжников начала прошлого века и ещё русский «бунт, бессмысленный и беспощадный». Актёр красив, талантлив, он чудный рассказчик и владеет даром перевоплощения.
Последний спектакль, поставленный в театре «Сопричастность» Игорем Сиренко, словно собрал в себе все трудности сегодняшнего воплощения классики на сцене. В достоинствах «Горячего сердца» А.Н. Островского сомневаться не приходится. Но необходимо найти для этого современное решение, убедительные характеры, хотя ситуация с украденными деньгами, с пьяным угаром, когда кажется, что небо падает, что жизнь превращается в абсурд, очень понятна сегодняшнему человеку. И найти это трудно, и театру это не удалось. Юмор кажется натужным, актёрская органика уходит. Жанр, форма не найдены. Русская классика полна загадок и тайн, они бесконечны и трудны.