В Минобрнауке подвели итоги приёмной кампании в вузы. На 588 044 бюджетных места подали 6,5 млн заявлений о зачислении. На отдельные специальности конкурс был ещё больше – от 40 до 100 человек на место. И при этом 2,5% бюджетных мест остались незаполненными, многие учебные заведения объявили о дополнительном наборе.
Разобраться в условиях приёма и причинах недобора непросто. Дело в том, что у выпускников есть возможность подавать заявления в пять вузов и хоть на 10 специальностей. Такая система действует давно, она была введена, чтобы у молодых было больше возможностей для поступления. Она же сильно запутывала статистику. Один и тот же абитуриент мог оказаться зачисленным в два, а то и в три вуза. Причём обнаруживалось это нередко уже после окончания приёмной кампании, так как оригинал аттестата можно было предоставить уже во время учёбы.
В этом году стать студентом сразу двух вузов не получится. Во-первых, до времени Х (до 18.00 3 августа) необходимо было определиться с выбором и подать согласие только на один факультет в один вуз и, во-вторых, предоставить оригинал аттестата. Это решило проблему «мёртвых душ», но сильно осложнило жизнь абитуриентов из регионов. Если ребёнок, живущий в Москве, подав заявления, допустим, в три учебных заведения, в последний момент видел, что шансы поступить в престижный вуз у него выросли, он мог принести свой аттестат именно туда. Иногородние вынуждены были определяться с выбором, когда конкурс только набирал обороты – ведь что на отправку аттестата по почте, что на приезд лично нужно время. Главное преимущество ЕГЭ – равные возможности – нивелировалось.
Ещё одна засада для абитуриентов – отказ от приёма в две волны. До прошлого года в первую волну набирали 80% первокурсников, а непрошедшие могли попытать счастье во вторую. Теперь определяться с будущим надо сразу. С отменой двух потоков и увеличением всевозможных квот в неудобном положении оказались и вузы, недобравшие студентов.
Единый экзамен в этом году сдавало ненамного больше выпускников, чем бюджетных мест, – 690 тысяч, и на первый взгляд, даже с учётом не поступивших в прошлые годы, у ребят с высокими баллами ЕГЭ шансы бесплатно получить любую, самую престижную профессию велики. Однако на общий конкурс попадает гораздо меньше мест, чем выделено бюджетом. Часть уходит по квотам для иностранцев, лиц с ограниченными возможностями здоровья, сирот, ветеранов боевых действий, для детей участников СВО и выпускников из ДНР и ЛНР. Впрочем, число поступивших по таким квотам невелико.
Больше всего целевых квот выделено для регионов и работодателей. Учатся «целевики» бесплатно, но после получения диплома должны отработать в организации, которая их отправила, не менее трёх лет. Для будущих специалистов в области радиоэлектронных систем и комплексов, например, по квотам выделено 70% от бюджетных мест, для специальностей «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «проектирование авиационных и ракетных двигателей», «самолёто- и вертолётостроение» – 60%.
Большинство бюджетных мест в медицинских вузах также целевое. По специальностям «лечебное дело» и «педиатрия» их доля 75% (специалитет), а по самым дефицитным направлениям ординатуры – «анестезиология», «акушерство и гинекология», «радиология», «рентгенология», «детская онкология», «детская эндокринология», «кардиология», «неврология», «оториноларингология», «офтальмология», «пульмонология», «организация здравоохранения и общественное здоровье», «бактериология», «инфекционные болезни», «скорая медицинская помощь» – все 100%.
Попытка таким образом решить проблему кадрового голода, особенно в медицине, правильная. Однако связывать себя обязательствами отрабатывать три года где-нибудь в отдалённом районе молодые, как показала приёмная кампания, не хотят. А возможно, и регионы пока не определились с тем, сколько же им нужно врачей.
В некоторых вузах на квотированные места заявок от регионов поступило в разы меньше, чем было забронировано. Освободившиеся места передали в общий конкурс, но заняли их не столько самые сильные, сколько самые стойкие. Поскольку всё происходит ближе к концу кампании, у многих детей с высокими баллами на ЕГЭ сдали нервы, и они отнесли свои аттестаты в менее престижные вузы, а на чудесным образом появившиеся места в престижных прошли середнячки. Так что поступление – это конкуренция не только аттестатов, но и характеров. И элемент везения. Смогут ли середнячки на сложном факультете учиться? Кто-то сможет, кто-то вылетит уже после первой сессии. Но отменять или уменьшать из-за нынешних накладок квотирование вряд ли стоит. Государство имеет право оплачивать обучение в первую очередь по тем специальностям, которые стране необходимы. А юристы и экономисты… Они и так в топе.
Самый большой спрос у выпускников на IT-специальности и на такие направления, как «экономика», «менеджмент», «юриспруденция». Высокие проходные баллы были на программы «востоковедение и африканистика», «дизайн», «педагогические науки», «средства массовой информации» и «информационно-библиотечное дело», «изобразительное и прикладные виды искусств».
Отчитываясь о приёмной кампании, Минобрнауки особо подчёркивало рост интереса к инженерным специальностям. Но здесь есть элемент лукавства. Сильно возрос спрос на сферу IT, но там далеко не все направления инженерные. А недобор произошёл в основном на инженерные специальности. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, например, объявил о дополнительном наборе на факультет «проектирование, сооружение и эксплуатация систем трубопроводного транспорта». О дополнительном наборе на направление «химическая технология» сообщили Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) СПбГТИ (ТУ) и Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ); Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) – на направления «радиотехника», «нанотехнологии и микросистемная техника». Похожая ситуация и в некоторых других вузах.
А вот в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, несмотря на высокий проходной балл – 293, свободных мест не осталось.
– Судя по проходному баллу, у вас высокий конкурс остался до конца приёма, хотя с авиаперелётами сейчас проблема. Чем объяснить интерес к вашему вузу? – спрашиваю ректора МГТУ ГА Бориса Петровича Елисеева.
– Мы – единственный специализированный вуз, выпускающий инженеров и технических специалистов в области эксплуатации авиационной техники. Ну а самое, наверное, главное – молодые люди понимают: после окончания без работы они не останутся. Самолёты, даже если они временно на приколе, обслуживать всё равно надо.
Возможность приложения сил, конечно, очень важный аргумент при выборе будущей профессии. Не исключено – основной. На сайтах по подбору персонала основные вакансии на позиции продавцов (менеджеров по продажам), комплектовщиков интернет-заказов и водителей. Большой спрос на специалистов в сфере IT с зарплатой от 50 до 500 тысяч. Инженеры сейчас, в отличие от предыдущих тридцати лет, тоже востребованы, с зарплатой хоть и поскромнее, но вполне достойной. Почему же нет спроса на эти специальности в вузах?
Помимо пессимизма родителей, в своё время вынужденных со своей инженерной специальностью торговать на рынке, есть, как мне кажется, ещё одна проблема. Чтобы выпускник нынешнего года мог осилить обучение на факультетах, где много химии и физики, он должен был заинтересоваться этими предметами несколько лет назад. А учителей физики, которые могут подготовить ученика на высоком уровне, по наблюдениям завкафедрой Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ) Алексея Лопатина, не так много. С математикой, по его словам, дела обстоят лучше, поэтому абитуриенты, если такую возможность вуз им предоставляет, нередко выбирают из перечня вступительных экзаменов именно математику или более понятную поколению гаджетов информатику. Однако на инженерных факультетах, если в знаниях по физике большие пробелы, учиться они не смогут.
В этом году экзамен по физике на ЕГЭ сдавали 124 тысячи человек, а превысили минимальный порог, необходимый для поступления, лишь 94 тысячи. Из 300 тысяч сдававших профильный экзамен по математике результаты, достаточные для поступления на инженерные и экономические специальности, показали лишь 240 тысяч, а количество бюджетных мест для будущих инженеров увеличили до 251 тысячи. Отчасти отсюда и недобор.
В начале августа ВЦИОМ представил результаты опроса о научных заблуждениях. 35% сограждан убеждены, что это Солнце вращается вокруг Земли. Ну что тут скажешь… Учите физику, господа. И астрономию.
Людмила Мазурова