Владимир Сухомлинов
Как уже сообщала «ЛГ» (№ 45, 2025), 13 ноября парламент Молдавии одобрил законопроект о денонсации соглашения между нашими странами, регулирующего в том числе деятельность Русского дома. И дом теперь на замке.
В ходе прений прозвучало нечто вовсе несусветное. Депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Михай Друцэ связал появление людей нетрадиционных сексуальных взглядов в его стране с именем Александра Пушкина: «Геи («Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и террористическим, запрещено на территории РФ. – Ред.) в Бессарабии появились вместе с Российской империей и лично с приездом Пушкина».
Казалось, молдавский парламент и представители названной партии уже ничем никого не могут удивить. С ними, пожалуй, сравнить даже в Европе некого, но, оказывается, безграмотность, граничащая с идиотизмом, бывает безграничной. Можно было бы отмахнуться от смехотворных выдумок невежды и мелкого провокатора, тем более что давно и хорошо известны любовные пристрастия великого поэта, не говоря уже о том, что депутат пошёл против нынешнего европейского тренда, предполагающего тотальную толерантность.
Но промолчать невозможно, тем более что данный 68‑летний парламентарий позиционирует себя как историк. Призывая закрыть Русский дом, он заявил: «Мы не принимаем русский культурный империализм, который хотел стереть наш язык в XIX веке во имя Русского государства. Мы не принимаем культурный империализм, который хотел стереть наш язык и в XX веке во имя гипотетического Советского государства, которое должно было говорить на одном языке…» Знаток истории специально подчеркнул, что появление извращенцев в Бессарабии якобы связано с периодом Российской империи и поэтом, находившимся, кстати говоря, по велению царя в южной ссылке. Конечно, никаких доказательств Друцэ не привёл, поскольку их нет, а есть лишь его нацистская ненависть к русским и к России. В конце 2023 года он надел на себя украинскую вышиванку и стал рассказывать коллегам-депутатам, как «кровавая гэбня» якобы сажала людей в тюрьмы за её ношение. Это враньё особенно интересно, поскольку прозвучало на заседании парламента при обсуждении стратегии борьбы… с дезинформацией. Можно ясно представить уровень молдавского парламентаризма.
Подлинная история и реальные факты и в случае с вышиванкой, и в связи с судьбой великого поэта, конечно, совершенно иные. Исследователь его жизни и творчества Виктор Кушниренко на основе изучения документов отмечает, что Пушкины и Ганнибалы участвовали во многих исторических сражениях между Россией и Турцией, ценой собственной крови штурмовали крепости на Днестре и Дунае, их имена вписаны в историю освобождения молдавского народа от османского ига, в историю российско-молдавских отношений.
Пребывая в южной ссылке с 1820 по 1824 год, в том числе в Бессарабии, Пушкин с большим вниманием вслушивался в рассказы местных жителей, с которыми знакомился (а их были сотни). Его интересовали история края, язык, старинные напевы, музыка, предания, легенды, сказки. Пушкин не только составил словарик молдавских слов и выражений, фраз, но и использовал их в своих сочинениях, записывал переводы песен, которые слышал в домах бояр, в клубном доме, на улицах. В южной ссылке Пушкин написал, в частности, такие выдающиеся произведения, как «Погасло дневное светило», «Узник», «Редеет облаков летучая толпа», «Кавказский пленник», «Цыганы» и многие другие. 17 мая (5‑го по старому стилю) 1823 года в Кишинёве он начал работу над главной книгой жизни – романом в стихах «Евгений Онегин». Но в связи с изысканиями Друцэ хочется вспомнить концовку из пушкинского стихотворения «Клеветникам России», написанного в 1831 году:
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.