Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 октября 2024 г.
Культура

В Москву слетелись «ПТИЦЫ»

В Международный день музыки на сцене Театра имени Наталии Сац представили оперу «Птицы» В. Браунфельса

06 октября 2024
фото Елены Лапиной

Премьера, проходившая в дни IX Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» и ставшая частью проекта «RE-Kонструкция», в рамках которого прославленный театр знакомит зрителя с забытыми и малоизвестными партитурами, стала заметным событием не только в российской, но и – без преувеличения – в мировой музыкальной жизни: оперу «Птицы» немецкого композитора Вальтера Браунфельса (1882-1954) относят к категории редких, а в России она исполняется впервые за более чем 100 лет. Автором идеи проекта и режиссёром-постановщиком оперы выступил Георгий Исаакян – художественный руководитель театра. Он же выполнил литературный перевод либретто на русский язык.

В. Браунфельс, чьë творчество отмечено влиянием югендштиля, пост-романтизма и раннего экспрессионизма, начал работу над произведением, ставшим самым известным среди его сочинений, в 1913 году. Hаписав его на две трети, в 1915 году композитор был призван в армию. Произведение было дописано лишь после Первой мировой войны – в 1919 году, а впервые зрители увидели его на сцене Национального театра Мюнхена 30 ноября 1920 года, причём поставил оперу один из самых прославленных дирижёров тех лет Бруно Вальтер. Успех постановки был настолько грандиозным, что за два первых года в мюнхенском театре она прошла 50 раз. С приходом к власти нацистов В. Браунфельс, имевший еврейские корни, был подвергнут гонениям и поселился в небольшом городке Зюсенмюле, посвятив себя в годы творческого уединения преимущественно религиозной и духовной музыке. Только после Второй мировой войны он получил возможность вернуться к активной концертной и общественной деятельности, в частности возглавил работу по восстановлению музыкального училища Кёльна. Его творчество также ждал новый расцвет, завершившийся вскоре после смерти композитора. Десятилетия почти полного забвения… И сегодня оперные театры мира вновь обращаются к музыкальному наследию В. Браунфельса.

фото Елены Лапиной

В основе сюжета «Птиц» – одноименная комедия Аристофана. Среди героев всего два персонажа представляют мир людей (непривычно звучащие на русском языке двусоставные фамилии Добронадёжев и Вернодругов – буквальный перевод с немецкого языка, позволяющий раскрыть характер героев), кроме того, на сцене является Прометей, остальные же герои – птицы под предводительством царя Удода, некогда также принадлежавшего к человеческому роду. Для оперы характерны простота сюжета и вместе с тем сложнейшая и красивейшая мелодика. В музыке Браунфельса можно услышать отсылки к Вагнеру, Штраусу и Малеру в сочетании с мощным религиозным, баховским началом, ощутить дух времени, в котором жил и творил композитор, и вместе с тем прочувствовать его самобытный творческий почерк. Витиеватые арии, увлекающие слушателя в мир легкокрылых существ, населяющих пространство между небом и землёй и вознамерившихся построить свой город, возвысившись над богами, порой настолько напоминают пение птиц и так органичны, что создается обманчивое впечатление, будто бы композитор, особо не утруждая себя, лишь положил на ноты птичьи песнопения. Подобно стайкам птиц, звуки то летят врассыпную, то вновь собираются, завораживая своим стройным порядком. Захватывают дух хоровые партии, а также диалоги голоса и инструмента – иной раз звучащие в унисон, иной раз спорящие друг с другом, иной раз гармонично друг друга дополняющие. И здесь нельзя не отметить мастерство солистов, в особенности – филигранное исполнение партии Соловья (чрезвычайно сложная технически, эта партия с удивительными по красоте ариями демонстрирует весь спектр возможностей колоратурного сопрано), высочайший исполнительский уровень участвующих в показе солистов оперы, артистов хора и оркестра под управлением главного дирижера театра Артёма Макарова.

 На бунт против обитателей Олимпа недальновидных и самонадеянных птиц надоумили люди. Что ж, финал вполне предсказуем: Зевс-Громовержец настолько велик, что даже не снисходит до появления на сцене – один лишь голос его вызывает у пернатых хтонический ужас. Усилить эффект грозящего конца света помогает изготовленная в цехах театра специально для постановки машина (создатели спектакля между собой называют ее «ветродуем»). И вот резко меняется вся интонация музыкального повествования: на смену браваде приходят покорность, смирение, услужливость. Мир вернулся на круги своя. И только в человеческом сердце живут отныне щемящая тоска о несбывшейся мечте, надежда и… любовь.

фото Елены Лапиной

Спектакль окончен, зрители и исполнители расходятся… Исполнителей практически столько же, сколько зрителей. К слову, масштаб постановки поражает: в ней одновременно играют и поют около ста человек. Ярко одетые «птицы»-певцы, музыканты оркестра в концертных костюмах, зрители – все вместе сливаются в одну пёструю общность людей, объединённых любовью к искусству, любовью к музыке. Вместе обсуждают увиденное, благодарят друг друга. Эти вечера в Театре имени Наталии Сац особенные: идёт реконструкция, все спектакли временно проходят в фойе, и сцены в привычном понимании слова здесь нет, что на мгновение создает ощущение, будто бы нет границы между пространством спектакля и реальной жизнью, между зрителем и театром. Да, реконструкция завершится, будут новые яркие премьеры. Хочется надеяться, что и «Птиц» зритель увидит на большой сцене, с прекрасными декорациями – это продиктовано самим масштабом произведения, его многогранностью, наконец, значением для мировой культуры. И всё же навсегда сохранятся тёплые воспоминания об этих вечерах в уютном фойе, о музыке великих мастеров и мастерстве тех, кто её исполнил.

Ольга Решетова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нескончаемая дуэль и сатисфакция

    13.09.2025
  • От камер-юнкера Пушкина до поручика Лермонтова

    12.09.2025
  • Так говорил Петров

    10.09.2025
  • Услышать звук колокола…

    09.09.2025
  • «Теперь – я воск. Я тлен. Я прах»

    08.09.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS