![](/upload/articles/76c/3uvh3s8a31xq6b9jljxhgrz3meibvadd.jpg)
Этот выпуск известного издания посвящён Новому году и Рождеству. Он открывается статьёй главного редактора «Русской мысли» Кирилла Привалова «И салат «оливье»… В ней – история о том, как французы отмечали «русский Новый год», размышления о новогодних ёлках, а ещё – интересная информация для «любителей математических парадоксов». Оказывается, 2025-й – «первый квадратный год после 1936-го, поскольку является полным квадратом числа 45 (1936-й был квадратом числа 44)». Далее читаем: «Выражение «квадратный год» не является общепринятым, но существует стойкое мнение, что правильнее говорить про год именно так. Согласно этой концепции, у года четыре стороны, практически равных: верхняя – зима, нижняя – лето, правая – весна и левая – осень. И правда, получается, что год вовсе не круглый, как считает большинство людей. Выходит, что выражение «круглый год» – не более чем фигура речи».
Наступивший 2025-й – год Змеи. О змее как символе мудрости, имеющем двойственную природу (и губительную, и исцеляющую), размышляет Сергей Макин в очерке «Будьте мудры, как змеи». Он начинается так: «На Урале верили в разумных пресмыкающихся: змей и ящериц-оборотней. В сказах Павла Бажова действуют голубая змейка, Великий Полоз и Хозяйка Медной горы. Они помогают хорошим людям находить полезные ископаемые, а злых, жадных и жестоких людей наказывают». Сергей Макин обращается к повести Ивана Ефремова «Сердце Змеи» и к его статье «Космос и палеонтология» и размышляет о возобладавшем в России отрицательном отношении к змеям. Однако в религиях народов мира змеи зачастую являются культурными героями. «Один из древнейших образов, связанный с этими рептилиями, – уроборос: змея, кусающая свой хвост. Это символ бесконечности, смерти и возрождения, взаимосвязи начала и конца, круговорота всего на свете», – пишет Сергей Макин.
Также в номере – интервью Людмилы Менагер с художником Людмилой Варламовой, статья Вячеслава Катамидзе «Певец русской деревни» о русском живописце и графике Алексее Венецианове. Оксана Копенкина написала об одном из крупнейших мастеров своего времени – Валентине Серове к 160-летию со дня его рождения («Девочка с персиками»: история одного шедевра»). Как отмечает автор, картина «написана в стиле импрессионизма, хотя до создания «Девочки с персиками» Серов, скорее всего, не видел ни одной работы французских импрессионистов…».
В рубрике «Литература» – материалы Игоря Сухих к 165-летию со дня рождения Антона Чехова «Без скидок на талант» и Александра Панфилова – к 135-летию со дня рождения Бориса Пастернака «Снег идёт, и всё в смятенье…».
Вниманию читателей предлагаются рассказы: «Сбылось» Владимира Малышева, «Ночной звонок» Ольги Кузьминой, «В поисках Мороза» Марины Соловьёвой, выборка из сборника рассказов Владимира Титова, продолжение повести Валерия Поволяева «Одинокий «Юнкерс»; рецензия Эльдара Касаева «Многоликая гордыня» на повесть Максима Замшева «Я не могу так жить», очерк Александра Балтина «С Землёю вместе в фуэте», посвящённый Валентину Гафту.
В номере – материалы Тео Гуриели («Российская империя: русско-японская война»), Нади Кнудсен («Судьба четырёх: царские узники в Дании»), продолжение материала Евгения Ефремова «Князь Григорий Николаевич Трубецкой». Политолог, публицист Роксолана Жигон написала о князе Никите Дмитриевиче Лобанове-Ростовском к его 90 летию («Спираль времени»).
Опубликованы Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, статья священника Августина Соколовски «Обещания Богоявления», подготовленный Кириллом Приваловым материал «Не умолкну… Не успокоюсь…» о Василии Хитрово.
На страницах этого выпуска вспомнили о Викторе Лупане, с 2006 по 2022 год возглавлявшем редакционный совет «Русской мысли» и являвшемся главным редактором издания: «Блестящий профессионал, мудрый руководитель, всегда доброжелательный, общительный, искренний – таким останется он в нашей памяти».