В ЦДХ на Крымском Валу в честь 65-летия Победы развёрнута выставка «Агитационный плакат и фронтовая фотография 1941–1945 гг.», в которую входят графика художников блокадного Ленинграда и фотографии из личного архива Героя России Александра Ивановича Зенина. Экспозицию составили традиционно, как принято в музеях, разделив на две самодостаточные части: слева – плакат, справа – фотографии. Однако проведённая параллель общего и частного, универсальности и индивидуальности вырастает в параллель прошлого и настоящего…
Лётчик-штурмовик Александр Зенин – кавалер ордена Александра Невского и Отечественной войны I и II степени, двух орденов Красного Знамени, участник Парада Победы 1945 года. Но сложилось так, что легендарный лётчик получил Звезду Героя лишь в 1994-м, хотя за годы войны дважды представлялся командованием к званию Героя Советского Союза. Зенин совершил 156 боевых вылетов, уничтожил десятки единиц вражеской военной техники, пять раз во время разведывательных полётов был подбит, горел в самолёте и остался жив. Многие погибли на первом же вылете, кто-то – на пятом… Александр, в воздухе прикрывая подбитые самолёты однополчан, спас жизнь нескольким товарищам. Известный авиаконструктор А. Яковлев утверждал, что средняя продолжительность жизни лётчика-штурмовика – 30 боевых вылетов. Зенина к Звезде Героя представляли в 1944-м за 80! На фотографиях запечатлена жизнь эскадрильи – 7-й дивизии 131-го гвардейского штурмового авиационного полка, воевавшего на 4-м Украинском фронте. Вот бойцы собрались перед камерой и весело позируют, здесь – обсуждают полёты, а на фото рядом – тащат самолёт с оторванным крылом и пробитой насквозь звездой на хвостовой части: американский бомбардировщик на большой высоте поражал цели противника, и его бомба задела наши самолёты, летевшие ниже. Лишь после приземления Зенин увидел, что «привёз» чудом не взорвавшуюся бомбу, которая застряла в пробоине хвоста… Часто казалось, что этот вылет – последний, настолько невыполнимыми были задачи. Кроме того, Илы только по названию были бронированными, фюзеляж металлический, а всё остальное – фанера. Поэтому лётчик спастись от вражеского истребителя мог только за счёт виртуозных манёвров. 29 января 1945-го гвардии старший лейтенант Зенин совершил поочерёдно семь успешных боевых вылетов, а 20 апреля благодаря разведке Зенина было сорвано контрнаступление немцев на Вену. Вглядываясь в молодые лица, понимаешь, что все эти люди – герои. «Времена не выбирают, в них живут и умирают…», но откуда в них столько смелости, как смогли они принять свою долю и своё время?..
В этом смысле сопоставление фотографического реализма и плакатной графики в одной экспозиции претендует на роль некоего объяснения. Но только формально. Агитационно-массовое искусство – особая глава в истории не только самого искусства, но и политики. Разумеется, в стране, отражающей чужеземное нападение, плакат всегда направлен на пробуждение в человеке патриотических устремлений и веры в победу над врагом. Не менее важна и практическая сторона дела: это прямая помощь советом, когда простыми, доходчивыми рисунками и словами зрителю разъясняется положение вещей, даётся установка к действию, ориентир в сложной психологической ситуации, которая способна вызвать в людях растерянность, страх, панику. Поэтому необходимы актуальность обращения и моментальная считываемость образа. И юмор – ещё Вольтер заметил: «Что становится смешным, не может быть страшным». Но всё-таки как в условиях войны, блокады, голода, разрухи, холода, постоянных бомбёжек, смерти близких люди нашли в себе силы, мужество и даже творческие идеи? Вокруг гибнет мир, а люди решили выстоять во что бы то ни стало. И победили.
Советский политический плакат, выполнявший задачи пропаганды и агитации, начался в 1919 году со знаменитых «Окон сатиры РОСТА» и достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной войны. Упрощённый символизм плаката времён Гражданской войны и интервенции стилистически напоминает о себе в блокадных листах лубочным просторечием, экспрессивным сатирическим духом и карикатурными персонажами. При этом появился и реалистичный образ человека. Формалистическая условность этого вида графики работает, скорее, с подсознанием зрителя, нежели с его интеллектом и чувствами, что является наиболее верным методом воздействия, когда чувства и нервы человека уже на пределе. В плакатной форме высока степень концентрации идеи, выраженной понятным художественным языком, что позволяет тематическому и семантическому разделам составить целостную картину и максимально действовать на зрителя. Наступление пехоты, авиации и танков комментируется отточенным «боевым» ритмом: «Прочтён приказ Наркома перед строем: Как бить врагов нещадным боем, Чтоб смерть принёс им год-герой, Великий год сорок второй» и «Самолёты в небе кружат, – Танки здорово «утюжат». Помимо сюжетов фронтовой тематики рисуются эпизоды, поднимающие дух в оцепленном городе, переключая внимание блокадников от переживаний на текущие бытовые дела, – жизнь продолжается. Смиренные женщины с вёдрами убирают мусор из ленинградских подворотен: «Скопление нечистот и грязи – Вот путь к болезням и заразе!», «Организованным трудом Очистим двор, квартиру, дом…», «Себя умело защитим: Дом каждый – в крепость превратим!». Работница за швейной машинкой с тулупом в руках: «Знай, полушубок, ладно сшитый, – Бойцу от холода защита…»
Авторы более 50 представленных на выставке работ – известные советские художники-графики тех лет: П. Горбунов, Н. Кочергин, Н. Игнатьев, В. Слыщенко, Л. Торич. Эскизы и оригинал-макеты плакатов 1942–1943 годов выполнены в традициях ленинградской школы линогравюры в различных техниках – тушью, гуашью, темперой, акварелью и лаконично трафаретированы текстами. Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941–1945 годах были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство», но «блокадный боевой листок «Окна ТАСС (Ленинград)» – самостоятельная бригада художников, поэтов и резчиков с минимальной «материальной базой». И хотя событийные плакаты отражают одни и те же темы, «текущий момент» – например, освобождение Ростова или Ельца – всё же не встречается повторений. В блокадном плакате – множество находок, это уникальная графика, несмотря на то что при трафаретировании некоторые художественные качества, конечно, утрачиваются, но и такой плакат несёт предназначенную ему функцию. И хотя перед нами трафареты, а не напечатанные в типографии листы, подобной подборки нет ни в Историческом музее, ни в Музее армии. Это частная коллекция, случайно приобретённая на Измайловском вернисаже в 1990-х и впервые показанная широкой публике.
В зажатом ли вражескими тисками кольце, в просторах ли неба простые люди становились героями, потому что знали: иначе нельзя и победа необходима всем. Она и нам, потомкам героев, необходима.
Выставка работает до 14 марта