В Библиотеке иностранной литературы прошла презентация книжного проекта – библиохроники под названием «В некотором царстве». Издание представил автор идеи проекта и один из его составителей Алексей Венгеров, профессор, владелец обширной частной библиотеки. Библиохроника представляет собой трёхтомный труд, охватывающий более 350 лет российского книгопечатания, вплоть до 1977 года. Проект уже получил престижные награды – главную премию Международного конкурса государств – членов СНГ «Искусство книги»; первую премию ежегодного Национального конкурса «Книга года–2004» в номинации Humanitas и почётную Лермонтовскую медаль РАН.
Издание довольно аскетичное по оформлению: на белом титульном листе воспроизводится настольный чернильный прибор XIX века «книжной тематики» с фигурой Иоганна Гутенберга. Под суперобложкой – аналогичное изображение, выбитое в дорогостоящей итальянской коже. Бóльшая часть тиража была с лёгкой руки его создателя раздарена различным институтам, в частности Кембриджскому университету, после письма Саймона Франклина, проректора по гуманитарным наукам и профессора по славяноведению. На презентации книжного проекта Алексей Анатольевич вручил дополнительные экземпляры книг Екатерине Гениевой, генеральному директору Библиотеки иностранной литературы. Среди других осчастливленных организаций – Российская государственная библиотека и Российская книжная палата.
В планах авторов – Алексея и Сергея Венгеровых, Алексея и Веры Невских – продолжение проекта и его увеличение до девяти книг. Начинать читать очерки можно с любой страницы. Это автономные материалы, интересные как людям, профессионально занимающимся изучением книгопечатания, так и студентам или просто желающим расширить кругозор. Следующие тома, по уверениям Венгерова, будут строго тематические.
Некоторые издания, представленные в библиохронике, Алексей Венгеров «вынес в народ», показав большинство из них в Овальном зале Иностранки. Фактически жанр библиохроники, который Венгеров вводит в литературу, ставится собратом как очерку, так и «документальной новелле». Это недюжинный труд – синтез книговедения, истории и филологии. На пути к реализации «занимательной библиографии» (как гласит предисловие трёхтомника) авторы дали нам возможность не просто прикоснуться к антикварной книге, а, будучи очарованными атмосферой прошлого, окунуться в жизнь ушедших поколений.