В канун Дня знаний, с одной стороны, и традиционной (хотя и несколько размывающейся в последнее время) поры открытия очередного сезона – самое время поговорить на эту тему. «Театры детской радости» – наши ТЮЗы и кукольные дома – этот уникальный конгломерат и не имеющее себе по масштабу аналогов в мире художественное явление пережили в последние десятилетия крайне трудное время. Оно, впрочем, не закончилось: по понятным причинам, их материальное существование куда тяжелее, нежели у «старших товарищей». Но вот парадокс – «удельный вес» по-настоящему интересного, творческого, живого, рождённого за минувшие двадцать лет в театрах юного зрителя и кукол в масштабе страны, нет сомнения, ничуть не меньший, чем на российских «больших» драматических сценах. А возможно, и несколько превосходящий.
Но если вдуматься, ничего удивительного. Детские театры по определению не могут завлекать зрителя главными «достижениями» современных отечественных подмостков – матерщиной, обнажёнкой. Здесь куда меньше неприкрытой пошлости, эксперимента ради самовыражения… Люди, работающие здесь, счастливым образом вынуждены искать другие пути к сердцу зрителя. Проверенные веками и оттого куда более действенные. Правильные и честные.
Напоследок сообщим, что самая, пожалуй, интригующая премьера начинающегося столичного сезона – трилогия Тома Стоппарда «Берега Утопии» – состоится на Театральной площади Москвы, в Российском молодёжном театре. Который, несмотря на нынешнее своё название, остаётся в сознании многих всё тем же Центральным детским.
Когда в Ярославле подводили итоги прошлого года «в области прекрасного», оказалось, что по всем финансовым показателям на первое место вышел Театр кукол, опередивший и Волковскую «Академию» – первый российский театр, и местный ТЮЗ. С цифрами, как известно, не поспоришь. Так вот, у «кукол» процент зрительской посещаемости – 104, и это означает, что собственных 280 мест им не хватает и в дело идут приставные стулья. Спектакли они также играют куда чаще своих земляков-собратьев: за 2006-й дали 318 представлений (для сравнения: у «волковцев» – 227, а у ТЮЗа – и того меньше – лишь 182).
Директор Ярославского театра кукол Дмитрий Стрекалов, один из самых сильных представителей директорского корпуса страны, уже давно разрешает себе «не обижаться» на государство. Как-то помогают – и на том спасибо: здесь привыкли работать не за деньги, а за идею. Но ведь это неправильно, что у нас не стимулируется именно хорошая работа. Что не получают сегодня «передовики производства» никаких преимуществ. В государственном обеспечении царит уравниловка – деньги на зарплату выделяют в зависимости от штатного расписания, никак не принимая в расчёт количество сыгранных спектаклей и пришедших на них зрителей, не говоря уже о таком «немодном» понятии, как качество работы. Вот и получается: чтобы лучше жить – нужно в наше время меньше работать!.. И не напрягаешься особо, и расходы свои экономишь.
Хороший театр – это, конечно же, не только объективно важные количественные показатели. Качество сценического продукта в цифрах не измеришь! Категория оценки, казалось бы, сугубо субъективная. Но вот идёт в Ярославле – причём, заметьте, уже десять лет – «Золотой ключик», а Буратино артиста Ярослава Узенюка словно бы прямо сейчас вытесан из дерева, настолько он азартен и жаден до впечатлений, настолько свято верит, что из посаженного им золотого вырастет дерево, усыпанное монетами. А как очаровательна и коварна Лиса Алиса – Маргарита Смирнова, как страшен и одновременно по-сказочному наивен Карабас-Барабас Анатолия Белкова... Артисты театра – которых здесь всего 16 – любят своих кукольных двойников буквально по-родительски. Что неудивительно: ведь актёр-кукольник неразделимо сливается с персонажем; свои руки, нервы, всего себя продолжая в сказочных существах, будь то куклы петрушечные или тростевые, марионетки или просто маски – мало ли чего придумают ему художники и технологи.
И разве это не высшее счастье для актёра кукольного театра, когда его узнают в троллейбусе и ребёнок на весь салон кричит: «Мама, мама, посмотри – это же Поросёнок!» А ещё Людмила Ковалёва рассказывает, как после одного из спектаклей «Волшебник Изумрудного города» маленький карапуз просил её подписать программку следующим образом: «Саше от феи Веллины».
В Ярославский кукольный приходят на всю жизнь, как совсем девочкой пришла сюда 35 лет назад выпускница Горьковского театрального института Люда Ковалёва, как Елена Снегирёва, совмещающая сегодня работу на сцене с должностью заведующей труппы и «званием» главного хранителя ключей от всех кукольных сокровищ этого дома. Здесь работают семьями, поколениями.
А прочные семейные связи, многолетняя общая творческая жизнь дают коллективу силу и стабильность. А без них в этом уникальном месте, в этой воистину какой-то внеземной цивилизации, видимо, не выжить. Как не просуществовать здесь и без совершенно особых взаимоотношений с главными, «титульными» обитателями театра. В фойе постоянно меняется экспозиция кукольного музея – своей любовью к кукле театр старается увлечь, заразить каждого из пришедших. И это на фоне того, как многие другие кукольные труппы по стране стали изменять своему призванию и названию, бросились дублировать «человеческие» театры и играть «в жэ-пэ» – так здесь острят, на кукольном жаргоне это означает «в живом плане». (Недавно я прочитала отчёт об одном кукольном фестивале на Урале, где было показано разными коллективами с десяток спектаклей, а впечатление от всех, как пишет автор, общее: что кукла артисту только мешает.)
В Ярославле тоже отдали некую дань общему «порочному» увлечению. Были и здесь сложные метафорические спектакли – по блоковским «Двенадцати», к примеру, по пьесе Ф. Гарсия Лорки «Любовь Дона Перлимплина». Но они по большому счёту так и не прижились. Театр убеждённо остаётся кукольным, сказочным и детским. Принципиально «не модным», традиционным, но зато обожаемым мальчишками, девчонками, а также их родителями. Впрочем, все ярославские родители, да теперь уже и дедушки с бабушками в своё время непременно смотрели в этом зале «Золушку», «Снежную королеву», «Волшебную лампу Аладдина», «Дюймовочку», другую классику жанра, которая идёт на здешней сцене все 80 лет её существования.
– Рядом со мной на спектакле «Бука» оказалась детский врач Елена Гурьева с трёхлетним Ваней. Спрашиваю: не рановато ли?
– Нет, уже пора, – отвечает мама, – вот мы ещё младшую хотели с собой взять – ей полтора года – той, наверное, правда чуть рановато. Я сама впервые именно здесь и именно в три года ощутила себя взрослой, поняла, что живу среди других людей – с этого момента себя помню. А моим первым спектаклем, моей «Синей птицей» был всё тот же «Бука».
На спектакле-игре «Бука», в общем-то довольно нехитром по сюжету, рассказывающем о том, как Бука сначала капризничает, а потом под влиянием волшебника Поиграй, а также всего зрительного зала перевоспитывается – дети буквально ревут от восторга. Исполнители вовлекают их в действие, то заставляют прятать героя, и зрители по рядам передают куклу из рук в руки, то «назначают» зал, в едином порыве поднимающий руки, на роль цветов, с которых пчёлки собирают горшок мёда...
И такое происходит уже больше двадцати лет, свыше чем на тысяче представлений, некоторые из которых проходили в США, Англии, Германии, Австрии – всего в четырнадцати странах мира, – и каждый раз на языке принимающей стороны, куда ярославская «Бука» выезжала на гастроли или на фестиваль. Ярославский кукольный – желанный гость для многих, каждый год с регулярностью участвующий в двух-трёх различных международных театральных мероприятиях.
– От Парижа в этом году пришлось отказаться, – вздыхает замдиректора Алексей Хитров. – Они нас на Рождество приглашали, а как же мы в это время своих детей оставим?! (Ну ни дать ни взять, как в известном театральном анекдоте про Голливуд и ёлки. – А.К.) Кстати сам он – тоже фигура весьма показательная: выпускник двух вузов, грамотный экономист, ставший убеждённым пропагандистом именно кукольного театра, своего театра.
Их здесь вообще немало таких – людей убеждённых, убедительных, уверенных в верности избранного пути. Как говорит главный режиссёр ярославцев Владимир Куприн, своей главной задачей они полагают «хоть ненадолго, но отвлечь детей от того кислотно-агрессивного мира, который их окружает, от Гарри Поттера и кота Гарфильда и приобщить их к разумному, доброму, вечному…»
А вот директор свою главную задачу видит несколько в ином: «Сохранить театр к тому времени, когда он государству понадобится». В общем-то, довольно горькие слова. Но в них заключена вся «специфика момента», и прежде всего – нынешнее остаточное финансирование маленьких скромных кукольных театров, делающих тем не менее огромное дело для настоящего и будущего страны.
О финансовую материю наш разговор с Д. Стрекаловым «спотыкается» куда чаще, чем нам того хотелось бы. А чего же это у вас Страна чудес за волшебной дверцей в «Золотом ключике» такая серенькая?.. А почему фанера – любимый декорационный материал?.. А не кажется ли вам, что с превращениями и эффектами в сказках чуть бедновато?.. А не тяжело ли артистам в Витебск не на поезде, а в автобусе ехать?..
А ведь это действительно один из лучших кукольных театров в России с замечательным помещением, с труппой и руководством, способными, кажется, сделать невозможное.
Невозможное – это и замечательный буклет, безупречный и полиграфически и содержательно, где не забыт ни один из спектаклей, ни один работник театра за все 80 лет его существования. Невозможное – служебная книжка для каждого сотрудника, выпускаемая дирекцией на сезон, где весь год расписан по дням заранее: когда какой спектакль, во сколько какая репетиция, где, как на Западе, значатся выпуски всех премьер, все поездки. (На год вперёд! Такого я не видела ни в одном другом нашем театре.) Здесь же текст коллективного договора администрации с трудовым коллективом, положения о надбавках, премиях, материальной помощи, о комиссии по трудовым спорам – настоящий учебник экономической грамоты. Почин замечательный, достойный подражания, но всех проблем, конечно же, не решающий. Всё-таки для развития кукольного театра в стране нужна, необходима специальная государственная программа.
Вдруг пришло в голову: а ведь русский театр начинался именно с кукол, с представлений Петрушки на базарных площадях. Да и первый наш профессиональный театр, рождённый купеческим сыном Фёдором Волковым в сарае, на окраине Ярославля, тоже, скорее всего, ведёт свой отсчёт от кукол, которых вырезал он со товарищи из дерева и с которыми разыгрывал самые первые свои представления. Думала я об этом, рассматривая резной иконостас в храме Николы Надеина, сделанный Волковым, – иконостас, которому вот уже 260 лет.