Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2023 г.
Литература Библиосфера

В несуществующей реальности

23 марта 2023

Елена Долгопят. Хроники забытых сновидений. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022. – 314 с. – 1500 экз. – (Стоп-кадр).

Елена Долгопят – популярный современный прозаик, по сути, сделавший себе имя на одной малой прозе. Выпуск книг рассказов в центральных издательствах ныне редок. А у Долгопят выходили сборники рассказов «Чужая жизнь», «Родина», «Русское». В этом году свет увидела новая книга автора «Хроники забытых сновидений», составленная из эссе, очерков и художественной прозы. Она мне кажется предвестием того, что Долгопят скоро перейдёт на романы.

В книге две части: «Хроники Музея кино» и «Хроники сновидений». Первая оформлена как беллетризованный дневник или выдержки из него. Во вторую включено десять рассказов. На первой странице книги, ещё до титульного листа «Хроник Музея кино», напечатано авторское пояснение/обращение:


«Я не жалею о том, что поленилась записать.

Что не записано – забыто.

О записанном тоже не жалею.

Не верится, что это было. И правильно.

Было другое.

Эти записи не будят прошлое.

Они будят воспоминание о прошлом».


Эти слова объединяют писательский дневник с сочинениями в «записи, которые будят воспоминание о прошлом». О чьём прошлом предлагает коллективно вспомнить автор? Для первой части это явно прошлое нашего общего культурного кода. Елена Долгопят является хранителем рукописей Музея кино. Стоит ли принимать за чистую монету реплику: «Нет скучнее работы, чем та, которой я занимаюсь с понедельника по четверг с восьми утра до двух часов пополудни»?.. Скорее, нет. «Хроники Музея кино» во многом основаны на работе автора с рукописями и иными историческими источниками, и эссе, связанные с этой деятельностью и судьбами людей искусства, скучными никак не назовёшь.

«Хроники Музея кино» неожиданно начинаются с «Дела ЮКОСа». Это не столько временная веха – записи уходят в ретроспективу, а потом приближаются к нашим дням, – сколько ракурс писательского взгляда. Автор (или лирический герой, весьма похожий на неё) смотрит телевизор в средиземноморском отеле и, не найдя русского канала, внезапно думает, что России больше нет и ей некуда возвращаться. Когда трансляция возобновляется, паника отступает. Дома, услышав по радио о деле ЮКОСа, героиня «с ужасом поняла, что за неделю совершенно о нём забыла. И не только о нём, я полагаю». Тем самым, ведя дневник, она словно бы вспоминает забытое. Включая себя: «Я, такая-то, тогда-то рождённая, сижу на диване у себя в комнате, идут титры на чёрном экране… Я, кто – я?»

Мир внутри хроник не вещный и не бытовой. Наиболее вещны в нём фильмы: реальность, никогда не существовавшая, созданная силой воображения творцов. Большинство «Хроник...» – рецензии на кинокартины. Подбор картин выдаёт специалиста: о многих лентах я впервые прочитала только тут. Например, «Как зелена была моя долина» (режиссёр Джон Форд, 1941), «Последнее метро» (режиссёр Франсуа Трюффо, 1980), «Пора созревания пшеницы» (режиссёр Ясудзиро Одзу, 1951). Но упоминаются и такие культовые ленты, как эйзенштейновский «Иван Грозный», «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани или «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. Характерно, что среди фильмов нет комедий и иного «лёгкого жанра».

Впечатления от фильмов дополнены впечатлениями от книг, страницами детства и мыслями автора, то есть первая часть книги глубоко личная. Правда, есть моменты, похожие на экспериментальную прозу: «Седьмая встреча» (выдуманный мной эпизод сериала «Доктор Хаус»)», «Во всяком уважающем себя музее есть отдел связи с потусторонним миром», «Я не знаю почему, но тема двойников – это моя тема. Она мне как будто на роду написана. Каждый второй рассказ так или иначе с ней связан».

«Хроники музея кино» проходят через изоляцию весны 2020 года и завершаются 23 декабря 2021 года. За этим будничным числом наступает время «Хроник сновидений»: рассказов с отвлечёнными, не опирающимися на биографию автора сюжетами. Но строгая датировка переходит и в них. Долгопят дотошно ставит числа не только в рассказах-письмах, что внучка посылает бабушке или девушка – самой себе в будущее, но и там, где они не так оправданны: «Поздним вечером 16 июня 2000 года они ждали такси в аэропорт».

«Хроники сновидений» тоже лишены «лёгкого жанра». Самый жуткий рассказ этой части – «Ночь» о мальчике Саше, зависшем между миром живых и миром мёртвых согласно материнской молитве. Он приобрёл страшный дар – воскрешать одних людей и уничтожать других, тех, кто вольно или невольно оказался убийцей. Они буквально испарялись, от них не оставалось в системе материальных координат даже тела. Логика рассказа неуклонно ведёт к тому, что дар в конце концов обернётся против выросшего Саши: «Саша упал на лёд и в тот же миг исчез, как исчезали все убийцы, которых он казнил. И в тот же миг воскрес молодой вор». Но даже более «невинные» и вроде бы «твёрдо стоящие на земле» истории, лишённые чудесного элемента, читаются как страшные сказки. Не буду спойлерить, но в большинстве рассказов события вершатся на грани сна, яви и мистицизма. Это да переходящие из рассказа в рассказ образы бабушек и внучек, пейзажи глубокой русской провинции и однородная интонация (я бы назвала её сумрачной – ненаучно, зато точно) приводит к тому, что вся вторая часть книги выглядит единым гигантским рассказом с подзаголовками. Истории Долгопят дислоцированы в некой маркесовской реальности (я уже не в первый раз использую эту формулировку, говоря о современной прозе).

Эффект «единого рассказа» в равной степени может объясняться волей автора и тем, что «так написалось». Но сомнительно, чтобы прозаик с опытом Долгопят «не справился» с текстом. Единственное объяснение: книга «Хроники забытых сновидений» – это гипертекст, система текстовых страниц с перекрёстными ссылками. Как будто вместо десятка рассказов и цикла автопсихологических эссе автор хотел создать именно роман. Почему я и полагаю, что мы стоим на пороге «смены формата» писателя.

Тэги: Книга Писатель
Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Валентин Катаев

    09.03.2024
  • Творить всегда, творить везде

    07.03.2024
  • «…Это самый культурный писатель на Руси!»

    13.12.2023
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS