Если бы я прочитала название этой передачи в телепрограмме, ни за что не стала бы её смотреть. «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» – документальный фильм режиссёра Н. Тихонова. Чего только не придумают авторы, чтобы возбудить у зрителей нездоровый ажиотаж! К счастью, на канал «Культура» я переключилась случайно, и впечатление от этого фильма ничем не было омрачено.
Когда видишь наших великих балерин всех сразу, очень близко друг от друга, любуешься их божественной пластикой, грацией, женственностью и одухотворённостью, у тебя не возникает никаких сомнений по поводу того, какой балет самый лучший в мире. Но речь не о том, насколько они великие танцовщицы, – этот факт непреложен. Самое замечательное в них то, насколько они гордятся тем, что они русские балерины и что у них русская школа. Агриппину Ваганову никто из нынешнего поколения не видел и не может судить самостоятельно о степени её талантливости, но стоит послушать, с каким восторгом о ней отзываются её ученицы. Через много лет, через годы и расстояния пронесли они свой идеал в образе этой балерины. Даже спустя два поколения юная японская балерина Ю. Сайто считает, что, учась у Семёновой, прошла школу Вагановой. А Майя Плисецкая сожалеет: «Если бы я проучилась у Вагановой хотя бы год, мне бы этого хватило на всю жизнь…» Скромность и высочайшие требования к себе – эта традиция в русском балете и дала нам недосягаемой высоты уровень искусства, уровень балета, который по-прежнему является нашим национальным достоянием.