Летом эта проблема обостряется, но жаркими месяцами не ограничивается. Многих хабаровчан, и автора заметки в том числе, от заката до рассвета донимает шум – пьяные выкрики, визг тормозов, грохочущая из авто музыка, лай собак.
Редким ночное затишье бывает в спальных кварталах, где нет нормального освещения, а полицейские экипажи редки. Среди самых беспокойных районов – Амуркабель, Пятая площадка, Красная речка. Там же на видных местах – алкомаркеты и винлабы.
По рассказам родителей, до начала 60-х в городах и сёлах молодые и взрослые после трудового дня пели, играли, плясали под гармошку и балалайку – без похабщины и попоек. И, как говорится, до первой звезды, а не всю ночь. Сейчас часто иная картина. В соседнем общежитии как-то один из жильцов не выдержал и стал палить из ружья по шумной компании. Хорошо хоть без жертв. Но нарушителей тишины зачастую некому урезонить в рамках «правил» – каждый из нас часто сам по себе.
Объединить жильцов могло бы местное самоуправление, но оно на деле начинается и заканчивается на уровне городской Думы. Там 34 депутата при населении Хабаровска в шестьсот десять тысяч. Есть избираемые народом ТСЖ, в них порядка больше, люди ближе друг к другу, могут и солидарность проявить. Но ТСЖ не вправе привлекать полицию к предупреждению нарушений и спрашивать с неё по итогам работы, как когда-то это делали сельсоветы и райсоветы. Здравый смысл подсказывает: каждому микрорайону, где живут пять-семь тысяч жителей, нужен выборный территориальный орган с правлением, старостой, бюджетом, участковым опорным пунктом, добровольной народной дружиной. Это нужно и для решения текущих вопросов, и для обеспечения порядка и безопасности. Без микрорайонных общин, радеющих за город, его развитие как солидарного организма, а не аморфной массы, не обойтись.
Скажете – мечтать не вредно. Да. А пока сам иногда вынужден делать замечания. Помогает не всегда. Недавно пришлось вызывать полицию. И тогда узнал, что шумовые атаки со стороны улиц, переулков, дворов на жилые дома (согласно краевому административному кодексу) не относятся к наказуемым действиям. Нарушением, которое может повлечь административное наказание, считаются случаи, когда прямо в доме кто-то кричит, грохочет или распивает во дворе алкоголь, поскольку двор общественное место. Полный абсурд! В Москве на этот счёт определились в 2002-м, приняв городской закон «О соблюдении покоя граждан и тишины», запретив с 23.00 до 7 утра любое превышение уличного и соседского шума в микрорайонах. А сейчас в столице разворачивается борьба с шумо-хулиганами на автомобилях и мотоциклах.
Председатель профильного комитета Хабаровской краевой законодательной думы Игорь Гудин полагает, что необходимо принять краевой закон о тишине. Ряд муниципальных районов уже выступил с инициативой принять такой закон (видать, допекло!), и сейчас при участии прокуратуры, полиции идёт его подготовка. Гудин полагает, что в первом квартале 2022 года такой закон рассмотрит краевая Дума. Конечно, по мановению волшебной палочки тишину не вернуть, но законодательно очертить границы дозволенного и привлечь силы общественности, наши с вами силы, чтобы каждый человек имел не только право, но и возможность по-человечески выспаться, отдохнуть, – вполне досягаемая высота. И её нужно взять, ведь испокон веку одним из самых жестоких наказаний считалась пытка бессонницей.
Во многих странах к соблюдению общественного покоя относятся серьёзно. В США штрафы по этой части достигают 5000 долларов, в Великобритании за тишиной следят специальные отделы полиции, в Германии строго запрещён любой шум (вплоть до длительного включения душа) с 22.00 до 6 утра, в Австралии органы самоуправления выдают гражданам специальные дневники для фиксации нарушений и затем принимают меры. При этом, конечно, нужно расширять общественные пространства для полезного досуга. В том числе для того, чтобы каждый с младых ногтей приобщался к родной культуре, которая вообще-то лучше любых санкций воспитывает чувство меры и уважение к окружающим.
Виктор Марьясин, Хабаровский край
В ТЕМУ
Согласно СанПиНу уровень проникающего шума в квартире не должен быть выше 55 дБА днём (с 7 до 23) и 45 дБА ночью, в жилой комнате соответственно 40 дБА и 30 дБА. Замерять уровень шума для вынесения судебного административного наказания уполномочен только Роспотребнадзор. А как его специалистов вызвать среди ночи? Остаётся звать полицию. Но, чтобы зафиксировать факт нарушения, а не жалобы недовольных, полицейские должны прибыть без промедления. Увы, из-за сокращения полицейских патрульных служб быстро реагировать удаётся редко и далеко не при каждом вызове составляются протоколы. «Эта проблема не раз поднималась депутатами, краевой закон о тишине очень нужен, – считает заместитель председателя городской Думы Комсомольска-на-Амуре Виктор Бочарников. – И важно, чтобы в нём был чётко изложен механизм исполнения. Только тогда документ станет не декларативным, а действующим».