Прежде чем говорить об итогах первого года пребывания у власти Владимира Зеленского, следует разобраться, как решается в стране самая, пожалуй, больная проблема Украины.
На днях вице-премьер Алексей Резников заявил о возможности выборов на Донбассе в октябре, «если в августе оттуда уйдёт российская армия». Но проведение выборов исключено по той простой причине, что готовность сторон к проведению находится на нулевой отметке. Москва поддерживает Донбасс в ориентации на строгое выполнение Минских соглашений, в соответствии с которыми Киев должен принять особый закон о выборах на территориях непризнанных республик, согласовав текст закона с представителями республик. Но в Киеве не добрались ещё даже до первого этапа. Нет готовности следовать ни Минским соглашениям, ни «формуле Штайнмайера», эти соглашения дополняющей. Между тем согласие на имплементацию в украинское законодательство этой формулы Зеленский подписал во время последней встречи «в нормандском формате». В Киеве дают понять, что категорически не согласны с таким порядком: сначала выборы в ЛДНР – и лишь затем передача границы, причём процесс передачи границы под контроль Киева завершается лишь после того, как Киев внесёт положения закона об особом статусе в тело Конституции. Последнее Киев публично устами президента отвергает. Мол, пусть уйдут все незаконные вооружённые формирования, нам передадут границу, и тогда уж мы проведём выборы по своему закону. Иначе – никак, это ведь наша территория, и пока мы не получим над ней контроль, мы не признаем там любые выборы. А нынешних лидеров ЛДНР мы поэтому не признаём и вести с ними переговоры не будем. В этом украинскую позицию поддерживают США, да и европейцы, формально защищающие необходимость имплементации «формулы Штайнмайера», но на практике не требующие от Киева конкретных шагов в данном направлении.
А ведь есть прецедент с Турецкой Республикой Кипр. Она тоже никем, кроме Турции, не признана, тем не менее ЕС признаёт проходящие там выборы и ведёт переговоры с руководителями турецкой общины, считая их легитимными. Почему же такой подход не работает, когда речь идёт о Донбассе? Почему ни Киев, ни ЕС не желают разговаривать с властями ДНР и ЛНР, реально контролирующими ситуацию на своих территориях? Там, кстати, нет таких больших «платёжек» за услуги ЖКХ, и вообще, жизнь во многих отношениях налажена лучше, чем на подконтрольных Киеву районах Донбасса, – если, конечно, не считать регулярных обстрелов. Но жителей этих республик называют коллаборационистами, а избранных там лидеров – марионетками Кремля. А ведь по такой логике и с Киевом не о чем разговаривать – ни ДНР и ЛНР, ни Москве. Можно сразу – с Трампом.
Думаю, тот же вице-премьер Украины Резников прекрасно понимает, что его требования к ДНР и ЛНР нереализуемы. Однако ему важно зафиксировать позицию перед Вашингтоном: мол, я тоже свой. Малейшее же поползновение к налаживанию диалога с Донбассом встречает ожесточённое сопротивление и в Киеве, и в Вашингтоне. Здесь сказывается «внешнее управление», под которым находится Украина. Так, в своё время глава офиса президента Ермак предложил создать общественный совет (исключительно с консультативными функциями) с представителями непризнанных республик. И что же? Инициатива была отозвана, а позже один из бывших послов США на Украине публично заявил, что создание таких общественных советов было бы пусть и частичным, но признанием легитимности ДНР и ЛНР.
Словом, никаких выборов в октябре в Донбассе ожидать не приходится.
Как ведёт себя в такой ситуации Владимир Зеленский, весь первый год своего президентства ощущавший давление и извне, и «снизу», со стороны националистов и даже со стороны своих избирателей, часть которых разочарована политикой президента? Зеленский предпочитает «плыть по течению».
Вот пару дней назад опубликован разговор Порошенко с Байденом – это был разговор хозяина, представителя колониальной администрации, с подчинённым. Но точно так же ведёт себя и Зеленский, ведь не меньший скандал вызвала и публикация его первого разговора с Трампом.
Вообще, Зеленский выступает в очень специфической роли. У нас ещё не было такого президента, за исключением разве что Ющенко, не отличавшегося ни образованностью, ни особым интеллектом. Но у Ющенко в команде хотя бы были люди, понимавшие, что такое государственное управление. У Зеленского нет и этого. Он находится «над схваткой», выступая даже не в роли третейского судьи, каким был Леонид Кучма, а в образе этакой «английской королевы». Зеленский остался образом. И год назад украинцы проголосовали именно за такой «образ» – человека из неполитической «тусовки». И он до сих пор нравится почти половине населения, что никак не увязывается с неуспешным управлением страной. Если судить по опросам, то для украинцев правительство и Рада – плохие, а вот президент, по мнению 45 процентов респондентов, хороший.
Между тем Зеленский не интересуется реальными процессами управления страной. Он красуется в роли президента, и вникать в детали ему не интересно. Ну не царское это дело. На днях он дал понять, что не собирается вмешиваться в споры между Украинской православной церковью Московского патриархата и Православной церковью Украины вокруг Киево-Печерской лавры, и заявил, что «этим вопросом занимается кабинет министров».
Владимир Зеленский витает в виртуальном пространстве. И когда ему говорят о беднеющих украинцах, он отвечает, что зарплата в 5–6 тысяч гривен (200–250 долларов) – ещё не бедность. Он просто не понимает, что половину этой суммы люди отдают на оплату счетов, а на оставшиеся деньги невозможно прокормить семью – их хватает только на хлеб и воду. Зеленскому это не интересно, точно так же, как не интересна ему и ситуация с COVID-19, хотя он сам себя называет «мастером спорта по противодействию коронавирусу». А по числу тестов Украина находится на последнем месте в Европе, и неизвестно даже реальное количество заболевших. Этого Зеленский не понимает и не желает понимать.
Он проявил характер только однажды, когда, несмотря на открытое давление со стороны G7, настоял на отставке «подставившего» его генерального прокурора Украины Рябошапки, который оказался не «человеком Зеленского», а «человеком Запада» (даже семья бывшего прокурора живёт во Франции). Примерно такая же ситуация была с отставкой совсем уж никакого премьер-министра Гончарука, который был скорее карикатурой на премьера, да ещё и плохо отзывался о Зеленском.
Прошедший год показал: Владимир Зеленский – не глава государства, а некая «картинка», телевизионный образ, но даже при продолжающейся войне на Донбассе, отсутствии реальной борьбы с коррупцией и при больной экономике его имидж сегодня устраивает почти половину граждан Украины.
Пока рано говорить, пойдёт ли Зеленский на второй срок, хотя он уже делает намёки на тему «если народ пожелает…». Думаю, если бы выборы проводились сейчас, при нынешнем своём рейтинге Зеленский выиграл бы их в отсутствие сильных соперников, да ещё с колоссальным отрывом от ближайшего конкурента, который получил бы не более 20 процентов. А вот как будут у него складываться дела уже в следующем году, сказать трудно.
Во время опросов мы спрашиваем людей, как справляется власть с проблемами страны. И примерно 25 процентов отвечают, что власть справляется, а 65–70 процентов считают, что она не в состоянии решить проблемы. Получается, что как у действующего главы государства, у которого есть своё большинство в Верховной Раде, своё правительство, свои руководители силовых ведомств, рейтинг Зеленского составляет 25 процентов. А как у «символа» его рейтинг достигает 45 процентов.
По моему опыту политического анализа и изучения общественного мнения, могу с достаточно большой долей уверенности предположить, что рейтинг образа Зеленского и его рейтинг действующего главы государства будут сближаться и к концу нынешнего года общий рейтинг Зеленского может оказаться менее 30 процентов, а на следующий год – менее 20 процентов, что резко снизит его шансы на победу на вторых для него президентских выборах и даже может поставить под вопрос его пребывание в должности весь конституционный срок, не говоря уже об участии в избирательной кампании.
На пресс-конференциях Зеленский любит говорить, что «не сделал ничего плохого», но даже не задумывается над тем, что ведь ничего хорошего он тоже не сделал. Учтём и то, что президент уже начинает сильно раздражать не только тех, кто считает его «недостаточным националистом», но и немалую часть публики, недовольной его манерами, заимствованными из шоу-бизнеса. Остаётся признать, что Владимир Зеленский – случайный человек у власти, ставший идеальной иллюстрацией русской поговорки «Не по Сеньке шапка».