Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

В обществе королей – без фрейлин и прях

01 января 2007

АРТ-ХРОНИКА

Веласкес. «Портрет королевы Марианны Австрийской», ок. 1652–1653 гг.В Эрмитаж привезли картины из главного музея Испании – Прадо. Для любителей искусства это событие большого значения. С первых же дней у входа очередь до самых ворот, знаменитых по революционным фильмам.

Что представляет собой обычный фон нашей суетливой и какой-то нерадостной жизни, наверное, и не надо напоминать. Разруха на улицах и разруха в головах. На таком фоне почти физически чувствуешь желание прикоснуться к подлинному и вечному. В общем, скорее в музей!

Из Прадо привезли испанцев с их суровым тёмным колоритом, аскетическими святыми со смуглой, как у крестьян, кожей; с надменными лицами монархов и грандов; ломкой экспрессией Эль Греко, завораживающей взгляд живописной маэстрией зрелого Веласкеса, солнечными цветами молодого Гойи. Да, хотя бы только ради Гойи и Веласкеса стоило томиться в очереди вечно хмурыми питерскими утрами. Как известно, у нас в эрмитажном собрании оба великих испанца представлены довольно скупо. Подлинность единственного портрета Гойи в коллекции Эрмитажа до сих пор оспаривается (как известно, он был преподнесён известным американским бизнесменом А. Хаммером, в своё время разжившимся в Советской России 20-х годов ценнейшими произведениями, которые были конфискованы большевиками у «социально далёких»).

Но на выставке есть ещё и итальянские гении: идеальный классик Рафаэль («Святое семейство с ягнёнком»), жестокий реалист Караваджо – с победителем Голиафа Давидом, «живописец королей» Тициан (величественный «Портрет императора Карла V с собакой»). Как тут не вспомнить легендарную историю о том, как последний король-рыцарь Европы, прозванный «королём живописцев», поднял кисть, оброненную писавшим его Тицианом, – символический жест для ренессансной эпохи, которую знаменует уважение к личности художника, обожествление человека – сотворца Бога.

Здесь и первые величины Северного Возрождения: Босх («Извлечение камня глупости» – шарлатанская процедура, которую, кажется, всё продолжают производить современные целители и маги, а оный камень всё произрастает и произрастает – под воздействием одуряющих телепередач и системы массовой дебилизации); Дюрер («Портрет неизвестного»). А рядом с их лаконизмом выразительных средств и малыми формами – сверкающий радостью бытия и ослепляющий блеском живописи фламандец Рубенс. Как непривычен его конный портрет Филиппа II, которого мы привыкли вспоминать по мрачному образу из романа Шарля де Костера или по церемонным портретам, выдержанным в тёмных тонах (одного такого «Филиппа II», окутанного чёрным плащом, привезли и на этот раз – кисти женщины-портретистки, итальянки Софонисбы Ангишолы). И ещё один «типичный испанец» – Алонсо Санчес Коэльо с придворно-застывшими фигурками дочерей Филиппа II. Одна из этих девочек, закованных в придворные платья с жёсткими корсетами (эта «пыточная» мода из Испании распространилась на всю Европу), – любимица короля Изабелла Клара Эухения, которую часто изображали придворные портретисты, в том числе и великий Рубенс. Так же как и другую королевскую дочку – рыжеволосую Маргариту, дочь Филиппа IV, покровителя Веласкеса и других живописцев, а равно и драматургов, баловавшегося на досуге живописью и коллекционированием. Гениальный Веласкес писал её много раз, и портреты Маргариты есть в разных музеях Европы. Конечно, жаль, что Прадо не привёз самое знаменитое произведение художника, где фигурирует маленькая инфанта – «Менин», эту аллегорию торжества красоты над властью. А ведь там изображены не только королевская семья и фрейлины, но и сам художник. Для русского любителя искусства Испания – не только Колумб, который «удвоил белый свет» (по словам испанского поэта), не только Сервантес, написавший своё «евангелие от Дон Кихота», но и два великих человековеда в живописи – Веласкес и Гойя.

Возлежащая в виде музы с лирой в руках гойевская маркиза де Санта-Крус, конечно, не самое поражающее произведение гениального предтечи и романтизма, и сюрреализма. А вот портрет Фердинанда VII – произведение столь дорогого русскому зрителю Гойи-психолога, безжалостно раскрывающего в парадном портрете подозрительность и лицемерие этого деспотичного короля, который то подлещивался к Бонапарту, то восстанавливал инквизицию и душил свободу печати. Представленный на выставке один из картонов к шпалерам, в бытность молодого Гойи художником королевской мануфактуры, радует глаз яркостью красок, «счастливой живописью» рокайльной эпохи поздних Бурбонов (по выражению одной известной эрмитажной сотрудницы). А портретов этих Бурбонов, которых потом свергают революции и наполеоновские нашествия, что во Франции, что в Испании, на выставке немало. И эти страницы испанского искусства времён жеманного рококо и идеализирующего Просвещения нечасто так полно перелистываются перед отечественным зрителем.

Впрочем, раздаются и критические голоса: почему не привезли «хиты» наподобие великой апологии творческого труда – картины Веласкеса «Пряхи», где самые знаменитые вещи Босха или Гойи? Увы, решение выставочной комиссии обжалованию не подлежит.

Разумеется, не всем желающим удастся приобщиться к сокровищам, что привезли к нам из «храма живописи», но, возможно, им захочется добраться до Испании, чтобы увидеть собрание Прадо во всей красе. Пусть их желания совпадут с их возможностями.

Мария ФОМИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Выставка открыта до 29 мая

Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS