Кончились новогодние каникулы, можно отвлечься от развлекательных передач и вновь заняться повышением своего культурного уровня.
Опомнившись от исполнения в новогоднюю ночь на Первом канале «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла», зритель переключается на канал «Культура», чтобы посмотреть празднование юбилея детского писателя Э. Успенского. «Навек пославши в баню песни Красной Пресни, интеллигенция поёт блатные песни, – спел один участник капустника, – и если скажет нам судьба: «Пора по нарам!», мы все придём туда с большим репертуаром».
А вообще надо иметь чистую совесть, тогда никаких проблем не будет. «Нормальным людям, хорошим людям, которые не нападают на детскую литературу (нормальную, хорошую), не мешают жить нормальным, хорошим детским писателям, им беспокоиться не надо. А вот тем, кто мешает детской литературе, да и тем, кто просто хам, нехороший человек, редиска, вот этим людям хорошо бы знать, что Эдуард Николаевич – потрясающий враг и я никому не советую с ним враждовать», – предупредил друг Э. Успенского Г. Остер. В той же передаче сотрудник Музея К.И. Чуковского рассказал об остроумном ответе Успенского на «советскую» идею создать в Переделкине общий писательский музей, дескать, братскими бывают только могилы. «Они так рассуждали: ну что люди бегут к Чуковскому и к Пастернаку – ведь есть много других чудесных писателей: Павленко, Серафимович, Вишневский, Беспалов, ну мы их все знаем, да…» И музейный работник разразился неожиданным хихиканьем.
К счастью, не всем интерес к кому-то, кроме Пастернака, кажется настолько смешным. Так, 16 января к юбилею П.Ф. Нилина на канале «Культура» показали картину «Жестокость» и фильм Татьяны Земсковой о писателе «А вас, гражданин, не спрашивают!..». Но очень часто бывает, что такие даты, как столетний юбилей Нилина или 80-летний юбилей Петра Проскурина (22 января), на ТВ не особенно жалуют, в лучшем случае ограничившись сюжетом в новостях. Интересно, повторит ли, например, какой-нибудь телеканал картину по роману П.Л. Проскурина «Судьба»?
Хотя не все повторы одинаково полезны. Разочарованием оказалась, например, программа о русском журналисте Власе Дорошевиче из цикла «Плоды просвещения». Ведущий выкрикивал невразумительные отрывки то ли из Дорошевича, то ли о Дорошевиче вперемежку с призывами разносчиков. Увлёкшись созданием атмосферы дореволюционной Москвы с помощью антиквариата и почему-то картин Пиросмани, авторы передачи забыли упомянуть о многом из того, чем известен Дорошевич, хотя и сейчас журналистам было бы полезно перечитать его репортаж о выступлении Шаляпина в «Ла Скала».
Ток-шоу «Апокриф» было озаглавлено «Несчастья добродетели». В этом интересном разговоре приняли участие писатели самых разных направлений – Александр Бушков, Елена Нестерина, Юрий Поляков, Дина Рубина. По мнению Д. Рубиной, идеальной книгой о «несчастьях добродетели» является «Дон Кихот», «потому что там есть необыкновенная взрывная сила обаяния главного героя... И вот этот медный таз, который у него на голове, – это великая вещь. Я думаю, вся добродетель мира накрывается этим медным тазом».
Ведущий В. Ерофеев поинтересовался: «Почему писатель по сути своей не должен быть добродетельным человеком, чтобы быть хорошим писателем?» «Писатель жаден, писатель алчен, писатель неприличен в своем интересе к людям, – ответила Д. Рубина. – И на самом деле это, конечно, самый безнравственный человек, потому что очень часто, используя человека в самых высоких, как говорится, целях, то есть забрав из него квинтэссенцию самого его интересного нутра, он его просто бросает». В изображении Д. Рубиной писатель напоминает известного персонажа «Приключений Незнайки», который записывал разговоры друзей на машинку-«бормотограф», чтобы в книге было всё как в жизни, оставив Шпунтика недоумевать: «А я где-то читал, что писателю нужен какой-то вымысел, замысел…» Литература, считает кинокритик А. Долин, «должна создавать положительного, нравственного читателя. Герои все могут быть отрицательными. Читатель должен прочесть и стать лучше». По словам Ю. Полякова, «во многом энергией творчества служат усилия душевные, нравственные для преодоления внутреннего зла, работы над собой… Одна из составляющих частей таланта – умение рассказать о своей борьбе с внутренним пороком, потому что борются-то почти все, потому что нравственный закон внутри нас – он есть, он никуда не девается, но рассказать об этом умеют немногие».
О нравственном законе говорила и Д. Рубина: по её определению, добродетель – «нравственное здоровье, то есть некий компас внутри человека… Наилучший роман о несчастье добродетели – это «Анна Каренина». Ведь эта женщина могла спокойно изменять мужу, как изменяли 80 процентов женщин высшего света, но именно потому, что у неё отлично работал вот этот компас, она не смогла вынести своё двойственное положение». Правда, не совсем понятно, откуда взялось такое смелое обобщение – 80 процентов? И какой нравственный компас или какой «бормотограф» подсказал всезнающей писательнице, что четыре из пяти женщин должны изменять мужу? Неужели есть для XIX века такая пикантная статистика? В то время неверность и внеплановая беременность существенно вредили репутации (а порой и здоровью), как это случилось с самой Анной Карениной...