Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

В Отечестве не без Пророкова

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Вариант листа «Тревога» из серии «Это не должно повториться!». 1958–1959 годыВ этом году художнику, мастеру агитационно-политической графики Борису Ивановичу Пророкову исполнилось бы 97 лет. Он родился 9 мая прошлого века. Первые шаги в искусстве были им сделаны в качестве художественного корреспондента «Комсомольской правды», потом были журналы и «Смена», и «Крокодил». Сатирические рисунки Пророкова пользовались невероятной популярностью. Когда грянула Великая Отечественная, он стал художником Главного управления политической пропаганды Военно-морского флота на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. Создавал рисунки для фронтовой печати и изолистовки. Последние сбрасывались самолётами и разлетались над территорией врага. На войне он получил контузию и всю свою последующую жизнь жил, превозмогая страшные боли. 

Выставка, открывшаяся 29 апреля в Политехническом музее, называется просто – «Война и жизнь в творчестве Бориса Пророкова». Действительно, художнику удалось постичь и войну, и жизнь, и войну жизни, и жизнь на войне. Что и нашло отражение в его таких разноплановых работах. Серия «Это не должно повториться!» не зря считается вершиной творчества художника. Величественные образы, за которыми читаются скорбь и благородный пафос («У Бабьего Яра», «Тревога», «Мать»), сочетаются с образами, полными трогательности («Глаза войны»). В своём дневнике в 1942 году Пророков записал: «Ненависть к врагу поглотила всё, и от голодных, с восковыми тонкими шеями ленинградцев не услышишь ропота… Меня восхищает мужество. Мне хочется написать картину о ленинградцах, которые не теряют уверенности и надежды ни от бомбёжки или артиллерийского обстрела, ни от холода или голода». Позже, в начале 60-х годов, этот свой замысел Борис Иванович воплотил в листе «Ленинградка» из цикла «Сыну». Живописную манеру Пророкова отличают предельная экспрессия (художник не приемлет полутонов и усреднённости), пластическая выразительность (недаром его работы часто сравнивают со скульптурами Вучетича), почти плакатная реалистичность и вместе с тем символическая семантика изображаемого. Тушь, карандаш, уголь, сангина – основные его помощники. 

Многогранность дара Пророкова удивляет. В картинах, посвящённых военной тематике, ему удаётся добиться максимального трагизма, в своих же сатирах он максимально комичен. Чего стоят его шаржи на писателей: обнажённый Гоголь почти в роденовской позе сидит на итальянском берегу, Сергей Михалков в образе сатира с копытцами и рожками держит свою книжицу басен. Да и собственный автопортрет пронизан у Пророкова самоиронией. 

Вера ВЕЛИЧКО

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS