Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В ожидании чуда

01 января 2007

В Екатеринбурге завершился V Международный конкурс пианистов памяти Веры ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО

Какие славные выдались дни! Вдоволь музыки, замечательных разговоров о ней, общения, которого всегда музыкантам не хватает. А тут ещё приехал выдающийся пианист, народный артист России Михаил Плетнёв, с которым можно было запросто поговорить, что в обычное время совершенно невозможно. Михаил Васильевич – председатель попечительского совета конкурса. В общем, с первого дня всё было необычно, празднично, вполне демократично и увлекательно. Михаил Плетнёв, открывая конкурс, определил его суть не только демонстрацией высоких профессиональных качеств, но и человеческих тоже, без которых подлинная музыка невозможна. Напомнил всем о необыкновенном мужестве Веры Лотар-Шевченко и исключительности её судьбы. В пресс-центре, всегда очень интересном, студенты-музыковеды тем временем писали: «Не думайте о призовых местах, забудьте о соперничестве. Общайтесь, ищите друзей, ешьте мороженое в конце концов и помните, что музыка – это не поле для битвы, а место, где душа сливается с роялем…»

Конкурсанты трудились самоотверженно, и каждый день прослушиваний приносил много приятных неожиданностей. В зале Маклецкого, где проходил Юношеский конкурс, сразу обратил на себя внимание Владимир Петров – ученик 10-го класса ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Педагог – заслуженный артист России, профессор В.В. Пясецкий. У Петрова, как вскоре выяснилось, уже есть свои тайны с инструментом: был ярок, дерзок, воодушевлён. Жюри отметило его музыкальность и высокие исполнительские качества, присудив 1-е место. Ни в чём не уступала Петрову Наварро Мора Мария Даниэла из Коста-Рики, обучающаяся сейчас в ЦМШ, педагог – Д.А. Рябова. Она также лауреат первой премии Юношеского конкурса. Второй премией отмечены Иван Калатай – студент первого курса Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (класс профессора Т.И. Игноян) и Алтана Эрдыниева – ученица седьмого класса ЦМШ (педагог – заслуженный деятель искусств Татарстана К.А. Шашкина). Третья премия у свердловчан: Арсений Мерзлов – студент первого курса Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; Наталья Осинцева предпочла родной город Москве и занимается сейчас в академическом музыкальном колледже при Московской консерватории, педагог – заслуженный учитель РФ О.Е. Мечетина.

Конечно, наибольший интерес вызывал Основной конкурс. Слушатели являлись в любую погоду. Как на работу. Музыковеды откликались на все выступления. У стендов с рецензиями всегда толпился народ. Интересовались отзывами и сами музыканты. Сильный состав участников. Страсти разгорелись перед третьим туром. Не всем понравился выбор жюри. Признаться, мне тоже. За рамками финала остались весьма интересные музыканты – Дания Хайбуллина из Новосибирска, Зульфат Фахразиев из Казани, Владимир Золотцев из Москвы и пианист Виталий Щербаков. Но жюри безжалостно рассудило в пользу других претендентов. Главный из них – Николай Медведев, воспитанник знаменитого профессора Гнесинки Т.А. Зеликман. Яркий интеллектуал, что всегда чувствовалось. Мгновенно овладевал слушателями, блестяще, на мой взгляд, выходил из самых сложных композиторских замыслов. Никаких поз, воздыханий и слёз – всё просто и впечатляюще. Он и стал обладателем первой премии.

Судьба второй премии долго оставалась неопределённой. В программе третьего тура сошлись одинаковые произведения. Как говорили не без раздражения члены жюри: «…сегодня сплошной ре минор, а завтра – до мажор…» Но, как ни странно, слушать одни и те же концерты у разных исполнителей оказалось делом занятным и поучительным. Вот Алексей Чуфаровский играет Концерт № 20 ре минор Моцарта. Кажется, лучше быть не может. Через несколько минут это же произведение исполняет Николай Медведев. Поразительно: всё иначе, иные ощущения, всё другое… Вот что такое музыка!

Алексей Вакер пробирался ко второй премии опасными тропами, но выиграл как раз на таком сравнении. В совершенно безнадёжной ситуации. Только что сыгранный Константином Емельяновым 21-й концерт Моцарта прозвучал у него полнокровно, с тонкой нюансировкой, большей заинтересованностью в каждом повороте композиторской мысли. Таким образом, судьба второй премии была решена – её обладателем стал Алексей Вакер, студент 3-го курса Гнесинки (класс профессора Т.М. Русановой). Третья премия у Алексея Чуфаровского (ЦМШ, класс заслуженного деятеля искусств Татарстана К.А. Шашкиной). Член жюри, известный американский пианист и дирижёр Уильям Нолл установил свою, именную премию. Она досталась Софье Бугаян – доценту Ростовской-на-Дону консерватории им. С.В. Рахманинова. Дипломантами конкурса стали Роман Мартынов и Константин Емельянов.

Премии лауреатам конкурса вручала Наина Иосифовна Ельцина в самой доброй и сердечной обстановке. Фонд Б.Н. Ельцина – учредитель конкурса. Зал приветствовал новых победителей Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко долгой и вполне заслуженной овацией.


Обсудить в группе Telegram

Вероника Маанди

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS