Судьба левого движения в мире большую часть ХХ века во многом зависела от процессов, происходивших в нашей стране. Конечно, кризисные процессы начались задолго до гибели Советского Союза, но самые серьёзные испытания левым партиям пришлось испытать после 1991 года, когда наша страна не только сменила цвет флага, но и вышла из «красного пояса планеты».
Кстати, эти десятилетия вынужденной независимости левых всего мира от «всенаправляющей руки» показали живучесть этой идеологии.
И всё-таки не только судьба левого движения, но и будущее планеты во многом зависит от того, что произойдёт в России.
Следует отметить, что даже в лихие годы «праволиберальных реформ» и соответствующей массовой «промывки мозгов» наше общество в целом никогда не было «правым». Теперь требования «левого поворота» только усиливаются, что, в частности, подтвердили исследования «Левада-центра», опубликованные после президентских выборов. Число людей, дающих наказ новому президенту решать в первую очередь социальные проблемы, достигло 66%. Напомню, что в 2004 году таких было почти вдвое меньше – 34%.
Но прежде чем давать прогнозы относительно нашего будущего, следует ответить на ряд вопросов, обращённых к прошлому.
Насколько соответствовало действительности название государства – Союз Советских Социалистических Республик?
СССР был «советским» только в рамках сталинской мифологии. Полнота власти, как известно, не принадлежала советам рабочих, крестьянских и интеллектуальных депутатов. Далее была претензия на «социализм» – переходный период к более высокой по сравнению с капитализмом общественно-экономической формации. Претензия совершенно несостоятельная, потому что главным экономическим показателем такого перехода является производительность труда. Как известно, она была у нас не только не выше, но значительно ниже, чем в развитых капиталистических странах.
Большие сомнения можно высказать и по поводу республиканского устройства, и относительно реальности союза. В момент образования это, безусловно, было союзное государство, но дальше… Власть «союзников» была весьма ограниченна, все государственные решения принимались только в центре, верхушкой партийно-чиновничьего аппарата.
Под флагами социализма, советского строя творилась масса беззаконий, и очень многие люди разочаровались в самих идеях, считая их дискредитированными.
Итак, наименования «советский», «социалистический», тем более – «коммунистический» были даны авансом. Преждевременно и ошибочно. Форма была лишена содержания, и активно стали развиваться различные виды имитации, законы которой не совпадают с законами реальности. Рано или поздно возникает неразрешимый конфликт и происходит катастрофа, которую мы пережили.
Имитация господствовала во многих жизненно важных, определяющих судьбу страны сферах. Различные имитационные модели возникли не только в идеологии, но и в организационно-управленческих процессах, в деятельности общественных организаций, даже в стиле поведения руководителей. То есть можно говорить о реализации «имитационной модели» государства и общества. Это главная опасность, которая грозит нам и сейчас. И сейчас уровень влияния общества на власть, участие граждан РФ в управлении страной ничтожно малы. Это основная проблема и современной России.
Все помнят, что в «советский период» нашей истории материалистический взгляд на мир объявлялся не только господствующим, но и единственно возможным. Идеализму же отводилась роль смертного греха. На деле трудно отыскать более идеалистическую систему взглядов. Судите сами. Как, например, преподносились история партии и история СССР? Ленин (Сталин или гениально коллегиальный орган – Политбюро) решил – ЦК ВКП(б) (КПСС) одобрил. ЦК принял постановление – партия воодушевилась. Партия бросила клич – народ свернул горы. Это называется материалистическим пониманием истории?
Все утверждения о «реальном социализме» лишены внутренней логики и даже с точки зрения ортодоксального марксизма могут быть признаны только «идеалистической ересью». Но идеализм – штука очень серьёзная. Без веры жизнь человеческая теряет смысл. Да ещё в России! Где, например, народ настолько «не избалован» вниманием и минимально вменяемыми действиями со стороны власти, что осуществление некоторых социальных программ долгие годы и десятилетия обеспечивало «советской системе» не только поддержку, но и готовность многих людей идти на жертвы.
Неудивительно, что «идеализм», пути которого неисповедимы, принёс свои плоды. Несмотря на отсутствие соответствующей «материальной базы», идеалистический характер коммунизма и советской власти привёл к появлению миллионов честных коммунистов и советских людей. Можно, конечно, попытаться упрекнуть их в том, что они не проявили воли к самоорганизации. Но даже в условиях многих нарушений и ограничений прав граждан расширение их доступа в «советский период» к образованию, науке, творческому развитию привели к фантастическим прорывам и бурному развитию страны.
Почему же великая страна, созданная ценой огромных жертв и самоотверженным трудом народа, исчезла едва ли не в одночасье?
У нас были и, что самое главное, навсегда останутся свои герои. Но, увы, не они принимали важнейшие политические и иные решения в «советском государстве». Система «отбора и продвижения кадров» не имела ничего общего с коммунистическими идеалами. Трагична судьба многих замечательных людей не только в годы репрессий. Способности скольких из них так и не были востребованы! И в то же время успешно делали карьеру проходимцы и перевёртыши всех мастей. КПСС во многом погубили низкие моральные качества её руководителей. Погубили их чванство, ограниченность, нежелание признавать свои ошибки. А ведь людей, готовых идти на жертвы ради того, чтобы сказать народу правду, на Руси всегда святыми почитали.
Любая идея может существовать и побеждать, лишь когда есть люди, собственной жизнью доказывающие её правоту. Поэтому в условиях господствующих сейчас в обществе отчуждённости, озлобленности и шкурничества судьба левой идеи в России зависит от того, способны ли люди, проповедующие её принципы, доказать, что это не миф, не имитация, а реальность. Доказать собственным примером. Запрос на таких людей огромный. Наше общество уже давно ждёт их. Дождётся ли?