Трудно отвыкать от хорошего – многие филармонические сезоны последних лет открывались фестивалем Российского национального оркестра под руководством народного артиста России Михаила Плетнёва. Всегда подарок – неожиданные программы, редко исполняемые произведения, филигранное мастерство оркестра и дирижёра. Теперь всё в прошлом, к сожалению. Оркестр есть, а фестиваля нет. Плетнёв в отъезде. И это очень сказывается не только на судьбе одного из лучших симфонических коллективов России, но и на ситуации в музыкальном мире. Отсутствие в афишах имён Плетнёва и Соколова прискорбно. Заданная ими высота исполнительского искусства тоже как бы в отъезде. Опасная ситуация. За вершины могут быть приняты глубокие впадины. Музыкальные конкурсы каждый год представляют новых лауреатов. Но это только рекомендация многообещающих молодых исполнителей. А дальше – труд! Тяжёлый, не каждому под силу. Разочарования итогами последних крупных российских конкурсов подтверждают это. Даже именитые исполнители часто поражают только размерами гонорара. Появляется всё больше старателей, у которых, по выражению Лотар-Шевченко, «пальчики бегают-бегают, а зачем – непонятно». Вот почему присутствие в концертных залах Плетнёва и Соколова чрезвычайно важно!
В Екатеринбурге сочувствовали отсутствующему уже несколько лет Международному конкурсу пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. То пандемия мешала, то другие неожиданные препятствия. Уральский симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист России Д. Лисс) под управлением заслуженного артиста России Алексея Доркина с солистами и лауреатами этого конкурса Тимофеем Долей и Михаилом Турпановым играли Третий концерт Прокофьева и Концерт Антонина Дворжака.
Тимофей Доля с каждым выступлением всё интереснее. Он умеет учиться и всегда в чём-то неожидан. Прокофьев у него захватывает энергией. Непростые ритмы сочинения ему в радость, особенно хороша вторая часть концерта. Вариации продуманы, у каждой – яркие особенности, в которых пианист блестяще разобрался. Безудержность, стремительность прокофьевских ритмов завораживает. Пианист свободен в композиторских замыслах, ему всё удаётся. Ощущение праздника!
Михаил Турпанов (на фото) – один из самых интересных пианистов своего поколения. Эрудит, исследователь. Редкие, я бы даже сказал, исключительные качества. Григорий Соколов, кстати, заметил: «…человек должен делать музыкантские заключения на основе немузыкальных впечатлений». Вот Турпанов – такой. Как он умудрился сохранить это качество в студенческие годы – загадка. Студент консерватории существует в феодальных условиях: жёсткое расписание, отвратительные инструменты в общежитии, концкласс, занимающий почему-то три четверти программы. Где уж тут приспособиться литературе, философии, лесу и птичкам! К сожалению, никто особо не озабочен улучшением общего образования. Потому и слушать многих выпускников невозможно. Михаил как-то избежал этой участи.
В сочинении Дворжака у фортепиано большие возможности. Не всегда простые. Михаил покоряет основательностью замысла, которая ощущается с первых тактов. И ты сразу доверяешь музыканту. Это редко случается. Виртуозность в первой и третьей частях, философичность второй были весьма впечатляющими. Всякий раз, слушая Турпанова, думаю: какая чудовищная несправедливость, что мы редко слышим его в лучших концертных залах! Ау, музыкальные менеджеры, есть ли у вас уши?
Сезон открыт. Надеюсь на хорошие впечатления!