Итальянцы надеются, что мировые финансовые катаклизмы обойдут их стороной
В последние годы капитализм во многих случаях производил деньги из воздуха, ничего не создавая, за счёт спекуляций.
Предупрежу сразу: громоподобный мировой экономический кризис в Италии внешне не заметен. Может быть, ещё и потому, что обыкновенный экономический кризис местного масштаба присутствует на Апеннинах уже лет пятнадцать как минимум. Народ с ним свыкся, здесь им никого не удивишь, и кажется, что на него все уже давно махнули рукой. Есть, мол, и есть. Что тут поделаешь! Пускай себе будет…
Словом, жизнь в Италии какой была, такой и осталась.
Вот и сейчас: никаких массовых увольнений или сокращений зарплат. Люди не паникуют, не бегут в банки снимать деньги со счетов, не гадают, в какую валюту выгоднее перевести сбережения, чтобы меньше потерять. И если бы не средства массовой информации, которые постоянно раздувают тему мировой экономической и финансовой катастрофы, никто бы никакого особого «дополнительного» кризиса даже не заподозрил. Кроме, пожалуй, биржевых и финансовых спекулянтов, всегда зависящих от международной конъюнктуры.
Однако, повторюсь, большинства простых итальянцев эти катаклизмы пока не коснулись. Напротив, в последние дни их быт, кажется, стал даже полегче. По крайней мере цены на автомобильное топливо резко упали. «Ни один мой знакомый никакого кризиса не замечает. А что погорели финансовые мошенники – то так им и надо! И хватит людей пугать! Нет никакого кризиса!» – услышал я по радио.
Этот радиослушатель довольно эмоционально высказал мнение большинства итальянцев. Тех, кто не играет на биржах, не спекулирует акциями, не строит финансовых пирамид, а живёт на одну зарплату, пенсию или честно ведёт дела и не собирается под гром мирового кризиса надувать свой персонал.
Да и само правительство Италии во главе с Сильвио Берлускони, которому, казалось бы, сейчас в самый раз списать на глобальный кризис застой в экономике и свои некоторые просчёты, что выглядело бы совершенно естественным, полно здорового оптимизма и народ не запугивает. Напротив, делает всё возможное, чтобы его взбодрить.
Не зря же недавно премьер-министр заявил, что в 2009 году простые итальянцы не только не останутся внакладе, но даже, совершенно не утруждая себя, подзаработают, поскольку этому способствует сложившаяся ситуация.
– В результате падения цен на автомобильное топливо, на продукты питания, снижения платы за свет, газ и банковские проценты каждая итальянская семья сэкономит почти полторы тысячи евро, – заверил Берлускони.
И, наверное, прав был министр финансов Джулио Тремонти, сказавший, что во многом Италию спасли от импортного кризиса её банки, которые, как правило, не бросались сломя голову в международные финансовые авантюры и не выводили свои активы за границу.
– Наши банки очень осмотрительны. Это нас и выручило, – заметил министр.
Так оно и есть. Во-первых, из Италии кому бы то ни было неимоверно трудно перегнать капиталы за кордон. За этим строго следит финансовая полиция, которой надо документально подтверждать и объяснять каждый переведённый в другую страну евро. А во-вторых, местные кредитные учреждения очень серьёзно просчитывают все риски, прежде чем выпустить из рук деньги, даже если какая-либо операция сулит им солидную прибыль. Под честное слово тут ты ничего не получишь!
С одной стороны, это, конечно, не радует предпринимателей, которые хотят открыть новое дело, но с другой – именно этот консерватизм и уберёг Апеннины от болезненного падения, а жителей страны – от больших потерь. И хотя поговаривают, что в нынешнем году всё же придётся сократить 600 тысяч рабочих мест, будущее не кажется итальянцам слишком мрачным. Думаю, ещё и потому, что у них есть уверенность: подобное сокращение маловероятно, поскольку профсоюзы в Италии – не пустой звук. Они не позволят просто так выбросить людей на улицу и будут биться за каждого до последнего патрона, требуя от правительства найти положительное решение проблемы. Увольнения, конечно, возможны, однако потеря места грозит, скорее всего, лишь тому, кто имеет не постоянный, а временный контракт на работу. Но ведь так было всегда, даже в благополучные времена.
И всё-таки удержится ли на плаву Италия в 2009 году?
Вот что думает по этому поводу экономический обозреватель газеты «Мессаджеро» Марко Фортис.
– Снижение национального промышленного производства на 12,3 процента по сравнению с 2007 годом, что некоторые называют крахом нашей производственной системы, на фоне других европейских стран выглядит не так уж и плохо. Например, во Франции эта цифра составляет 17,4 процента, в Германии – 17,7, а в Испании вообще доходит до 20,1 процента. Так что другие страны рискуют гораздо больше, – считает он. – А относительной экономической стабильности Италия обязана в основном экспорту, который в 2008 году вырос до 69,6 миллиардов евро. Такого уровня не бывало с послевоенных времён, – утверждает обозреватель и добавляет: – Эту цифру опять же есть с чем сравнить: в 2008 году та же Франция продала за границу своих товаров на 43,5 миллиарда, Испания – на 31,1 миллиарда, а Великобритания и того меньше – всего на 9,5 миллиарда евро.
Но, согласитесь, чтобы продать товары на экспорт, их надо сначала произвести, а это значит, что итальянские промышленные предприятия пусть не хватают звёзд с неба, но работают всё же неплохо и экономика страны функционирует стабильно. Поэтому вряд ли следует ожидать какого-нибудь коллапса.
Что, впрочем, подтвердил и Марко Фортис, сделав довольно парадоксальный вывод. По его мнению, в нынешнем международном кризисе Италия пострадает меньше всех ещё и потому, что в последние годы рост её экономики был не таким бурным, как у других.
– Одно дело, как в нашем случае, упасть с первого этажа – это не так больно. Ведь наш экономический рост не превышал одного процента в год. И другое дело – рухнуть с третьего или четвёртого, как, например, это случилось с Америкой, Англией, Голландией или Испанией – странами, привыкшими к экономическому росту в три-четыре процента в год, – сказал он.
Кстати, в этом парадоксе есть своя логика. Почти такая же, как в старой русской поговорке: тише едешь – дальше будешь!
Но в любом случае от мирового экономического кризиса Италии не откреститься, даже если он пока практически не изнуряет страну. Так или иначе его идеологические, политические и психологические последствия оставляют след в умах людей, которые делают выводы.
Какие?
Именно этот вопрос я и задал своему давнему знакомому, итальянскому финансисту, экономисту, главе нескольких компаний Джанни Валлерга. Вот что он ответил:
– Знаешь, мне кажется, что с этим мировым экономическим и финансовым кризисом ушла в прошлое эпоха нынешнего капитализма, который, казалось, был незыблем и мог производить бесконечные богатства. Но реальность доказала обратное. Оказалось, что эта система была выстроена на песке, поскольку в последние годы капитализм во многих случаях производил деньги из воздуха, ничего не создавая, за счёт спекуляций. Теперь ясно, что капиталистическая система – не что иное, как огромная финансовая пирамида, мыльный пузырь, который рано или поздно должен был лопнуть. Вот он и лопнул. И в этой исторической фазе, думаю, кончился свободный рынок в нынешнем его виде, поскольку этот рынок не может сам себя регулировать. Это поняли даже в Америке.
– Ну и что теперь?
– Не знаю. Думаю, что сегодня серьёзным политикам и экономистам надо выработать новые общие правила экономики – эффективной, которая смогла бы реально, а не виртуально сводить концы с концами. Но этой новой экономикой необходимо будет чётко и жёстко управлять. Причём по-государственному, заранее просчитывая все последствия, все плюсы и минусы. Чтобы не было больше мировых катаклизмов, жертвой которых становятся десятки стран со всеми их потрохами. И потом не бывает экономических катастроф без конкретных виновников! Кому-то очень нужны эти катастрофы. Либо слухи о них…
, собкор «ЛГ», РИМ