Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июля 2021 г.
Литература Библиосфера Культура

В ожидании сердца

20 июля 2021

В издательстве «АСТ» вышел 10-й том собрания сочинений известного русского писателя Юрия Михайловича Полякова. В него вошли 10 пьес, как широко известных («Смотрины, или Контрольный выстрел», «Как боги, или Китайский домовой», «Чемоданчик», «Одноклассница, или Соврёшь – умрёшь!» и др.), так и новая вещь – «В ожидании сердца», исключительная по тонкости и глубине звучания современная пьеса, продолжающая канву постчеховской драматургии, уже получившая сценическое воплощение, но пока только в провинции. Том так и назван – «В ожидании сердца».

В аннотации сказано: «Написанные для театра, эти драмы и комедии тем не менее живо и увлекательно читаются с листа, что большая редкость для данного жанра. Среди режиссёров, подаривших сценическую жизнь этим пьесам, – Станислав Говорухин, Татьяна Доронина, Александр Ширвиндт, Борис Морозов и другие. Следует присовокупить к ним, конечно, и Всеволода Шиловского, и Рифката Исрафилова, и Петра Орлова, и Геннадия Шапошникова, и Эдуарда Ливнева... Добавлю в этот ряд и себя, впервые поставившего «Чемоданчик» без купюр, что отмечено в указанном томе. В сборник также включено искромётное эссе «Драмы прозаика», повествующее о грустных и весёлых превратностях жизни драматического писателя».

О пьесах Юрия Полякова говорить и просто, и сложно одновременно. Просто, потому что они всегда находят отклик у публики (все кассовые!), точно попадают в болевые точки эпохи, сатирическим пером переводят наше с вами неуютное время на русский литературно-афористический язык. А сложно – именно по той же самой причине. Парадоксально, но иной раз создаётся впечатление, будто пьесы Полякова кто-то стирает цензурным ластиком с театральной карты России вместе с театрами, в которых они шли годами (а то и десятилетиями!), и шли с неизменным успехом.

Исчез «Модернъ» Светланы Враговой (переформатирован Грымовым), а вместе с ним покинул стены театра на Спартаковской площади отличный спектакль «Он, она, они» («Женщины без границ»), существующий ныне в антрепризном варианте в постановке Олега Царёва. Ушёл в небытие прежний театр имени Рубена Симонова (поглощён театром Вахтангова), и легендарный спектакль «Козлёнок в молоке», прошедший с аншлагом 560 раз (!), больше не играется в Калошином переулке. Но теперь это одна из самых успешных антреприз, увиденная всей Россией. Наконец, в МХАТе им. Горького убраны из репертуара все спектакли по пьесам и прозе Полякова, поставленные при Татьяне Дорониной: «Контрольный выстрел», «Как боги», «Особняк на Рублёвке (Золото партии)», «Грибной царь». Даже комиссия Минкульта озадачилась: зачем снимать аншлаговые спектакли, о которых может только мечтать дирекция зрелищного учреждения.

Но предоставим будущему историку российской Мельпомены честно исследовать нынешний театральный процесс с его эксцессами. Поговорим о Полякове-драматурге. Специфика его пьес видна невооружённым глазом. Мастерское владение сюжетом, диалогом, афористичность – всё это роднит его пьесы с драматургическими приёмами Оскара Уайльда и Бернарда Шоу. В одном из интервью автор признавался, что в своё время эти мастера оказали на него серьёзное влияние. И если Уайльд – это один из самых знаменитых драматургов поздней викторианской эпохи, то Поляков – один из самых известных драматургов постсоветского периода, обладатель острой сатирической оптики, лидер в жанре «гротескного реализма», главный и, пожалуй, единственный комедиограф современной России.

Я читал и продумывал как режиссёр все поляковские пьесы, но поставил в Самарском художественном театре одну – апокалиптическую комедию «Чемоданчик», написанную в 2015 году. Также мною поставлен отрывок из новой драмы «В ожидании сердца» с участием заслуженных артистов России Лидии Матасовой и Александра Титоренко в рамках творческого вечера автора в Центральном доме литераторов в начале 2020-го, ещё до ковидного локдауна. Был шумный успех.

«Чемоданчик» оказался очень сложным материалом для постановки, хотя с листа всё выглядит предельно просто, даже на первый взгляд плакатно. Текст близок по карнавально-гротескной структуре «Мандату» Эрдмана. Скажу больше: Поляков, на мой взгляд, успешно продолжает линию Эрдмана, Катаева, Булгакова, отчасти Володина и Зорина. В его пьесах, как и у вышеназванных классиков, всё продумано до мелочей, определено жёсткой партитурой ремарок, как у Чехова. Кстати, именно это обстоятельство является «врагом» режиссёра при переводе пьес Чехова с драматургического языка на язык сценический. Сокращения текста и особенно невнимание к ремаркам приводят к «выплёскиванию с водой ребёнка» и появлению неприемлемой режиссёрской отсебятины.

Попытки сократить текст «Чемоданчика» привели к тому, что монолог вымышленного «президента России Валентины Валентиновны», пародирующий монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти.», не вставал в спектакль, но при скрупулёзном соблюдении авторской партитуры (что было непросто!) монолог встал на место и «выстрелил», сделавшись кульминацией всей постановки – согласно закону «золотого сечения», по нему построены и пьесы Чехова, и фильмы Эйзенштейна.

Пьесы Полякова – это прямой вызов тем театральным «новаторам», которые живут словно в другом измерении, в полном отрыве от зрительских запросов. Тот, кто ездил по стране и общался с народом, знает, о чём я говорю. Да, кому-то мил «новый театр», сформировавшийся в России в последние лет двадцать пять на обломках великого советского театра. Пожалуйста, но громоздите такой театр для своего весьма немногочисленного зрителя на свои деньги! Нет, это делается за казённый счёт и насаждается сверху кучкой людей с «нейлоновыми сердцами», как у дельца Лютикова из пьесы «В ожидании сердца». Однако большинству-то интересна жизнь человеческого духа на сцене, интересен вменяемый театр, а не «позорище», как у режиссёра Эдика Суперштейна из комедии «Чемоданчик». Впрочем, я вышел за рамки рецензии, сгоряча задев сферу национальных интересов и государственной культурной политики.

Что же касается книги пьес Юрия Полякова с символическим названием «В ожидании сердца», то это, нравится кому-то или нет, – уже классика, которую изучают на филологических факультетах. Булгакова тоже изгоняли из репертуара. И где теперь они, все эти латунские?

Павел Карташёв, режиссёр

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Павел Карташёв

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS