Знак W: Вождь краснокожих в книгах и на экране. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 248 с.: ил.
Не впервые мы обращаем своё внимание на проект издательства «НЛО» и журналиста Андрея Шарого «Кумиры нашего детства». Да и как не обратить, если книги, выходящие под этим логотипом (в стильных, останавливающих на себе взгляд обложках), посвящены настоящим героям, персонажам литературным и кинематографическим, чьи звучные прозвища отзываются особой музыкой в душе каждого, кто принадлежал когда-то к мальчишечьему племени.
Третий выпуск удачно придуманной серии посвящён, наверное, самым главным кумирам советских школьников конца 60-х – начала 80-х. Он возвращает нас в пампасы, в прерии, на Дикий Запад, где скачет отважный Виннету, сын Инчу-Чуна, где сражается с врагами бесстрашный Чингачгук–Большой Змей, где стреляют из луков и винчестеров и являют миру истинное индейское благородство прочие «Сыновья Большой Медведицы». И при том, что вряд ли кто-то из благодарнейших зрителей, некогда пересматривавших эти картины по десятку раз, станет сегодня отрекаться от былой горячей любви, «историей вопроса» по прошествии времени, думается, специально интересовались немногие. И труд А. Шарого, который вполне мог быть озаглавлен «Всё, что вы хотели знать о Виннету и Чингачгуке, но боялись спросить», исчерпывающим образом восполняет зиявшие много лет лакуны, обстоятельно воссоздаёт полную картину, условно говоря, немецко-индейской культурологической эпопеи.
В начале её, естественно, было слово. А точнее, писатель Карл Май, изданный в Германии многомиллионными тиражами, а у нас в стране доселе практически неизвестный (хотя переводы его приключенческих романов выходили в России и в конце XIX столетия, и потом уже веком спустя). Надо сказать, что сама биография «отца Виннету» – вот уж действительно человек непростой судьбы! – вполне тянет на захватывающее авантюрное повествование. В этом ключе история своеобразного соперничества-противостояния в жанре вестерн, развёрнутого двумя родственными кинематографиями по обе стороны от Берлинской стены, может быть уподоблена любопытному политическому детективу. И хотя, по мнению исследователя, одиннадцатисерийная западногерманская сага по романам Мая о Виннету и Олд Шеттерхэнде была снята для того, «чтобы в первую очередь развлекать», а незабываемые для каждого видевшего 14 произведений киностудии DEFA (c неизменно неподражаемым Гойко Митичем в центральной роли), «чтобы главным образом учить», – сам он не без успеха соединяет обе эти функции.