Александр Алиев
Правый приток Яузы – речка Черногрязка (ныне заключённая в подземную трубу) – берёт своё начало у Большого Харитоньевского переулка. Название речки происходит, возможно, от характера здешней почвы, и неудивительно, что в данной местности – между улицами Мясницкой и Покровкой – образовалась в XVII веке целая слобода, обитателям коей вменялось в обязанность поставлять к царскому двору «всякий огородный овощ». Их приходская церковь Харитония Исповедника, построенная в 1652–1662 годах, носила название «что в Огородниках», или «что в Огородной слободе». По этому не уцелевшему храму, собственно, и именуется Большой Харитоньевский переулок.
«...Вся эта местность, – сообщал автор путеводителя по Москве 1884 года, – наполнена множеством пересекающихся, тихих и спокойных переулков, где в 11 часов вечера уже все спят, разве проедет шагом запоздалый извозчик». Однако со строительством железнодорожных вокзалов на Каланчёвской площади и Садовом кольце движение в этих переулках значительно усилилось. В частности, тут с раннего утра ездили ломовые извозчики с вокзалов, нагруженные железными балками и рельсами, со страшным грохотом скребущими по булыжнику.
Параллельно улице Чаплыгина идёт небольшая (всего 367 метров длиной) улица Жуковского. Прежнее её имя – Мыльников переулок – произошло от фамилии домовладельца, а новое напоминает о жившем здесь замечательном учёном, основателе современной гидро- и аэрогидродинамики Н.Е. Жуковском. В скромном двухэтажном доме (№ 8, стр. 1), принадлежавшем Соколовым, Николай Егорович поселился в 1905 году. До этого он снимал квартиру в соседнем Гусятниковом переулке.
«Он недолго искал новую квартиру, – рассказывала его племянница, – как-то шёл Мыльниковым переулком на Покровку и увидел на чугунных воротах объявление: „Сдаётся квартира о шести комнатах с ванной“. Дворик дома понравился Николаю Егоровичу; там был палисадник, кусты сирени, завитый плющом забор, под большим тополем скамейка».
Дом этот, где Жуковский поселился с детьми – Еленой и Сергеем, был известен очень многим и, как писал поэт С.М. Городецкий,
Там в переулочках, где Чистые пруды,
Где жив ещё уют московский,
В седые погружён труды
Наш Николай Егорович Жуковский.
Сюда приходили его ученики, известные учёные. Здесь в ноябре 1918 года состоялось совещание, положившее начало знаменитому ЦАГИ – Центральному аэрогидродинамическому институту.
Среди немалого количества интересных зданий и мемориальных мест и объектов особо выделяется единственный на улице богатый особняк (№ 10), построенный в 1897 году архитектором, мастером исторических стилей и эклектики, Семёном Семёновичем Эйбушитцем для присяжного поверенного, коллежского советника Маврикия (Морица) Осиповича Гиршмана и его жены Ольги Адольфовны.
Как адвокат он выступал в известных в конце XIX – начале XX века крупных гражданских делах. А как благотворитель состоял членом Совета приюта для выздоравливающих детей имени Беренштама. Кроме того, Маврикий Осипович увлекался коллекционированием и стал известным любителем автомобилей: именно ему, как своему доверенному лицу в Москве, наблюдательный совет Общества моторов «Даймлер» в августе 1911 года поручил предпринять действия по получению разрешения на открытие филиала в России.
Дочь Гиршманов Мария Маврикиевна стала первой женщиной-адвокатом, а позднее – педагогом. Вместе с мужем Давидом Самойловичем Айзенштатом, помощником присяжного поверенного, она жила неподалёку от родителей, на Мясницкой.
Известность получил и брат Маврикия Осиповича, Владимир Осипович – купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Москвы, монополист в изготовлении иголок всех систем, чулочных спиц и рыболовных крючков, а ещё – один из виднейших московских коллекционеров. В своём особняке у Красных ворот он собрал прекрасную коллекцию русской мебели и составил небольшое (159 полотен), но исключительное по представительности собрание русской живописи.
Не чужда искусству была и супруга Владимира Осиповича, Генриетта Леопольдовна, происходившая из семьи петербургских собирателей Леонов, которых связывала долгая дружба с семьёй Бенуа. Гиршман и сама занималась живописью, но главное – считалась одной из красивейших дам обеих столиц. Портреты Генриетты Леопольдовны писали П.А. Риццони, В.А. Серов, К.А. Сомов, К.Ф. Юон.
Но вернёмся к особняку на улице Жуковского, ставшему одной из последних работ С.С. Эйбушитца.
Здание не особо велико по размерам – два этажа плюс цокольный полуподвал – но его фасад, выкрашенный в бирюзовый цвет, эффектно отделан в стиле «греко-римской» классики. Взорам идущих по улице предстают обрамляющие центральные окна первого этажа пилястры, треугольные сандрики на кронштейнах и затейливые вытянутые картуши, лепные украшения под краями карниза, частичная рустовка. Свой декор имеют центральные окна второго этажа и входная группа с правой стороны. Но особенно пышно оформлены трёхсоставные окна в левой части здания, куда к декору добавлена даже имитация балконных балясин. К основному зданию со стороны двора пристроен меньший по размерам объём, решённый в скромных формах.
Отметим, кстати, что место, где стоит особняк, прежде не было полностью спокойным, ибо буквально по соседству (участок № 12) располагались дровяной склад, принадлежавший еврейским торговцам Израйловичам, и их собственный дом.
Судьба гиршмановского особняка после революции оказалась типичной. В начале 1918-го он был национализирован, а предметы из коллекции хозяина распределили по разным музеям. Самому же Маврикию Осиповичу, уже овдовевшему к тому времени, оставили две комнаты на первом этаже, где он и провёл последние полтора года жизни.
Позднее дом использовался под различные нужды, в том числе под квартиры. А с 1950-х годов он находится в хозяйственном ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России (прежнее название – Управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР). В здании с тех пор находятся различные посольства
Здание пережило несколько текущих ремонтов и в настоящий момент великолепно выглядит что снаружи, что внутри, в чём несомненная заслуга ГлавУпДК, которое всегда стремится поддерживать вверенные ему памятники архитектуры в достойном виде.
Сейчас в здании проходят реставрационные работы, и совсем скоро особняк предстанет москвичам во всей своей красоте.