Мир с первого взгляда. – М.: Махаон. Азбука-Аттикус, 2012. – 192 с.: ил. – 15 000 экз.
Казалось бы, наше сумбурное, клиповое время идеально для рождения принципиально новых образов и сюжетов. И тем не менее не только зрители, но и читатели всё чаще сталкиваются с современной переработкой привычных идей.
В 1928 году Ленинградское издательство «Красная газета» впервые выпустило в свет книгу Корнея Чуковского «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Уже потом она стала выходить в центральных издательствах, с 1933 года получив всем известное название «От двух до пяти». Напомню, книга сочетает в себе наблюдения за детским словотворчеством, оценённые писателем не только с художественной, но и с педагогической точки зрения, и обобщения Корнея Чуковского как учёного-лингвиста.
По всей вероятности, именно этот труд и вдохновил создателей «Мира с первого взгляда» на издание современной коллекции детских забавных высказываний, соображений, смешных и трогательных ситуаций. Параллель в любом случае очевидна.
Чем же так привлекателен этот «ремейк»? Книга-альбом выделяется на любом развале: яркая оранжево-красная обложка, замечательный дизайн и великолепная работа художника. Рисунки Александры Ивойловой органично сочетаются и с уникальными работами известных фотографов Юрия Абрамочкина, Игоря Гаврилова, Павла Кассина, Бориса Кремера, и с детскими каракулями, и с красными учительскими замечаниями на страницах дневника – вроде «На перемене свисал из окна!». Благодаря своеобразной вёрстке и не слишком строгой заданности в расположении глав читать можно с любой страницы – с начала, с конца, с середины. И вот, пожалуй, главное, что зацепит внимание, – звучные имена: Сергей Юрский, Андрей Бильжо, Леонид Парфёнов, Михаил Ширвиндт, Чулпан Хаматова, Светлана Сорокина, Юлия Меньшова и многие другие.
Дело, впрочем, не в именах авторов и не во времени, в котором ребёнку суждено заново открывать этот мир. Здесь-то и заключается настоящее волшебство. Более восьмидесяти лет прошло с момента появления «От двух до пяти». Сменилось несколько поколений, несколько эпох. А дети и их видение этого мира остались прежними. Вот современная загадка для мамы: «Сейчас не видно, а вечером придёт, и борода чуть-чуть торчит из-за компьютера». У Чуковского эта тема звучала так: «Тётя Оля, отдайте вашу Олечку за меня замуж. – Зачем? – Она мне будет готовить, а я буду лежать на диване и читать газету, как папа».
Дети остаются прежними, меняется взрослый мир. В борьбе с интернет-литературой книги становятся уникальными по оформлению. Но ровно настолько, насколько книга визуально притянет взгляды читателей, настолько же она оттолкнёт человека, стремящегося найти в ней ту аналитичность, углублённость в детские проблемы и закономерности их мировосприятия, которые, собственно, и составляют основной стержень книги «От двух до пяти» Корнея Чуковского.
Может быть, именно поверхностность нашего нынешнего бытия и не даёт возможности пробиваться принципиально новым проектам?