Есть города, побывав в которых хочешь туда вернуться. Один из них – Нальчик, столица Кабардино-Балкарии. Название переводится как «подкова», так как полукруг гор, среди которых в долине расположился город, напоминает подкову.
История Нальчика начинается с 1724 года, когда, по одной из версий, кабардинский князь Асланбек Кайтукин переселил сюда жителей ближайших аулов. Эта версия с некоторых пор подвергается большим сомнениям, но город из-за этого своего очарования не теряет.
Моя знакомая отдыхала в Нальчике трижды. Она и посоветовала мне посетить его. Широкие площади, множество фонтанов, уютные кафешки. Прямыми стрелами улиц расчерчен центр города, что не характерно для южных населённых пунктов, вписанных в горный ландшафт. Сохранились постройки XIX – начала XX века. Новые здания гармонично вписываются в городскую среду, и создаётся ощущение слитности старины и современности. Яркая особенность – балконы, на одном фасаде они могут быть совершенно разными, как и ворота в частных владениях.
В Национальном музее КБР хранятся редкие артефакты, такие как фронтовые принадлежности бойцов, отражавших нападение на самом высокогорном фронте Великой Отечественной войны, старинные военные мундиры, оружие, национальные костюмы. Здесь же выставлен макет дома горцев.
Память о советском кабардинском поэте и писателе А.А. Шогенцукове хранит его музей-квартира. В воссозданном рабочем кабинете обстановка проста и аскетична: стол, письменные принадлежности, книги, рукописи. Отсюда он уходил на фронт… и не вернулся. Почти все его произведения переведены на русский язык. По роману «Камбот и Ляца», повествующему о любви молодых людей из разных социальных слоёв, композитором Владимиром Моловым написана опера, а поэма «Мадина» легла в основу фильма «Мадинэ».
В комнатах мемориального дома-музея русской и украинской писательницы Марко Вовчок всё выглядит так, будто Мария Александровна Вилинская (настоящее имя писательницы) ненадолго вышла. Здесь по-женски уютно. На круглом столе в гостиной книги, журналы со статьями литературоведов, фотографии и ваза с розами. Русская дворянка провела в этом поместье последние годы жизни.
Нальчик – город-курорт, и район, где располагается большинство санаториев, называется Долинск. Воздух напоён ароматами разноцветий. Территория Атажукинского сада – парка культуры и отдыха – простирается на несколько километров и считается одной из самых больших на Северном Кавказе. В парковой зоне находится питьевая галерея с минеральными водами, за ней тянется череда кафе и ресторанов национальной кухни. Запах жареного мяса и выпечки зазывает что-нибудь отведать. Почти в каждом меню шашлык и хычины с различными начинками.
В парках много молодёжи, особенно вечером. Одежда европейская, но большинство женщин предпочитают длинные платья и платки. На короткие юбки и шорты негласно наложено вето, хотя к туристам претензий никто не предъявляет.
«Превосходный город Нальчик», написал когда-то Булат Окуджава, и это правда. Здесь объяснят, как лучше пройти, где и что находится, водители притормозят, чтобы пропустить, а на рынке продавец догонит, чтобы вернуть сдачу.
Я влюбилась в этот город. Уезжать не хотелось, тем более что не всё удалось посмотреть, зато появился прекрасный повод вернуться.
Наталья Зеленина, писатель, публицист, Москва
В ТЕМУ
В прошлом году в республике прошло множество собраний и научных конференций, посвящённых грядущему 1 сентября 2024 года трёхсотлетию Нальчика. В нынешнем – тишина. Банк России даже отменил намеченный ранее выпуск памятной монеты в честь этой даты. Ряду учёных удалось доказать, что в 1724 году никаких владений у Асланбека Кайтукина здесь не было, отсчитывать возраст столицы КБР надо с даты основания крепости, а это начало XIX века. Что ж, более двухсот лет – тоже достойный возраст.