Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2020 г.
  4. № 43 (6758) (28.10.2020)
Общество

В поисках нового языка

Скоро на экраны выйдет фильм о Платонове, созданный в синтетическом жанре

28 октября 2020
Кадр из фильма «Сокровенный человек»

Фильм Ромы Либерова «Сокровенный человек» возвращает нас к ощущению, что кино – это искусство, а не только кассовость, хайп и осваивание огромных бюджетов. Нам предлагается пристальный взгляд на явление, кадр за кадром создаётся целостная эстетическая картина. Фильм посвящён биографии Андрея Платонова и являет собой синтез между игровым и документальным жанром. Авторы ищут новый киноязык, так же как их герой искал новый язык в литературе.

Хронологически «Сокровенный человек» следует за этапами жизни писателя, каждому из которых предназначена соответствующая часть. Пространство фильма пропитано аллюзиями, метафорами, скрытыми смыслами и намёками. Расшифровывать их – настоящее удовольствие.

Один из эстетических пластов связан с инкорпорированием в биографический контекст поэтики Платонова. Здесь, конечно, на первом плане романтика железных дорог, острота паровозных гудков, запах шпал и вокзалов, бесконечность русского пути. Поэтична не только атмосфера, но и люди, работающие на железной дороге. Люди, среди которых Платонов взрослел и впитывал своеобразную романтику их быта. Именно из этих людей выросли платоновские образы, не лакированный рабочий класс, а прекрасный русский человек: мечтатель, труженик и поборник чудес.

Киноязык Ромы Либерова отличается обилием тонких деталей и впечатляющей широтой приёмов. Так, здесь активно используется мультипликация или просто стилизованные картинки, что-то среднее межу детскими рисунками и живописью примитивистов. Смыл в том, чтобы лишить киноповествование малейшего налёта псевдохудожественности, приблизиться к правде платоновского вербального мышления.

Мощным, но не антагонистическим контрапунктом звучит тема главной трагедии семьи Платонова. Это арест пятнадцатилетнего сына писателя по облыжному обвинению, как и в миллионах случаев в те кровавые годы Большого террора. С экрана звучат фразы из множества диких приговоров тех лет, когда кто угодно пытками и издевательствами мог быть доведён до признательных показаний и становился шпионом страны, в которой никогда не бывал, а порой и знал о ней лишь понаслышке.

Жестокий и бездушный тон следственных дел, канцелярит протоколов контрастируют с письмами Платонова, направленными в НКВД. В них – мольба облегчить участь подростка. Потрясающее впечатление производит послание Сталину, где Платонов пишет, что не может отказаться от сына, что это противоречит всей его природе. В то время, когда родственников принуждали отказываться от «врагов народа», такая позиция, да ещё изложенная письменно, есть акт высочайшей смелости. И перед самим собой, и перед эпохой. Без чего невозможен путь настоящего писателя.

Платон Платонов был освобождён из лагеря, когда ему было восемнадцать, но полученный в заключении туберкулёз не позволил прожить ему и двух лет. Андрей Платонов, ухаживая за сыном, сам заразится страшной болезнью, приведшей в 1951 году к его уходу из жизни. Когда с экрана звучит текст письма Платонова жене, написанного уже после смерти сына в его очередной день рождения, невозможно удержаться от слёз. И думаешь от тех, кто сегодня готов утверждать, будто сталинский режим представлял собой нечто едва ли не идеальное, что «был порядок», что те, кого сажали, мучали и расстреливали, «сами виноваты». Что движет теми, кто предлагает такую логику оправдания? Или доносчик в нашем человеке силён почти так же, как праведник? Не хочется верить…

Тонко решена в фильме тема взаимоотношений Платонова с советской литературной системой. Договор советского литератора с властью подписывался кровью. А трусость и нежелание бороться с жестокой и унизительной системой поражали как болезнь. Коснулась она даже Горького. Это следует из его ответа Платонову, который просит у классика помощи и совета, просит вежливо и даже униженно… Какое место в истории литературы занимают эти два писателя? Оба гении. Но какие разные репутации! Выбирайте, на чьей стороне вы…

Фильм Либерова ничего не навязывает. Он позволяет зрителям решать, в чём смысл той или иной метафоры. Когда с экрана на нас обрушивается современность, мы сталкиваемся с высоткой ХХI века на Садовом кольце – почти прямой цитатой сталинского градостроительного стиля. А когда звук начинает двоиться, возникает впечатление, будто мы смотрим фильм с озвучкой, но русский текст озвучивается таким же русским. Что это – символика непонимания народом своих гениев?

Думайте сами! Рома Либеров призывает нас быть активными, неравнодушными зрителями, не просто «пиплом, хавающим экшен». И это прекрасно! В последние годы казалось, что за нагромождением «притяжений» и «движений» мы больше не увидим тонкого, вдумчивого кино, в котором, кроме прочего, есть ещё и эстетический поиск.

Тэги: Максим Замшев Фильм Сталин Андрей Платонов НКВД Рома Либеров Сокровенный человек
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Ушлые ребята,

    152 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS