«О чём говорят мужчины. Продолжение» режиссёра Флюзы Фархшатовой – на экранах России
Инфантильные полтинники
Не могу сказать, что я фанат «Квартета И», но к спектаклям творческого коллектива, в ядре которого четыре постоянных члена (Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит) и, разумеется, к кинолентам с их участием, которых с 2007 года снято аж восемь, отношусь с большим интересом. Три из них относятся к циклу «О чём говорят мужчины», где четыре друга путешествуют, выпивают, рассказывают разные диковинные истории и попадают в них – мужской вариант «Шахерезады» или «Секса в большом городе». Чем отличается «Продолжение» от предыдущих «Разговоров мужчин», и чем оно меня озадачило и огорчило?
Да, герои повзрослели, даже, откровенно говоря, постарели, вплотную придвинувшись к возрасту, когда люди всерьёз задумываются о том, что пора остепениться или, наконец, жениться, прекратить бедокурить, пьянствовать и гордиться победами на «романтическом фронте». Не о барышнях думать, а о старушке с косой.
Всё это в фильме, начинавшемся легко и весело, проглядывает, но есть и то, что мешает. Какой-то постсоветский инфантилизм. Смешна, но не очень убедительна история Лёши с родителями и дядей Борей, у которого надо обязательно быть на дне рождения (коллизия актуальная в двадцать, ну в тридцать лет, но в сорок пять?), странновата линия Славы, влюбившегося наконец в девушку, которая вдвое моложе, а он не может понять, изфше быть. Смешно, что тот же Слава всерьёз обиделся на проводницу за то, что она поклонница Месси, а не Роналду, как он. Инфантилен их футбольный патриотизм и соревнования с немцами-попутчиками… Да и затея Камиля, который в «расфокусе между двумя носками» решает, что всем срочно надо ехать в Питер, чтобы что-то важное понять, что-то в жизни поменять. В итоге ничего не поменяют, а поймут, что надо продолжать наслаждаться жизнью и не стесняться быть счастливыми.
Взрослые люди, а ведут себя как дети, пьют, будто им не под полтинник, а тридцать. Да, если бы то же самое проделывали мужики лет на двадцать моложе, то и вопросов бы не было, а тут хочется задавать их героям. Кто они? Остроумные, ироничные, но всё-таки овощи, которым бы только выпить, закусить, поболеть на стадионе за наших и «поговорить за баб»? Чем они занимаются в жизни, чем оправдывают своё существование, за что нам их уважать?
Кроме группы «Би -2» в фильме звучат песни из детства, когда эти дядьки были чистыми, наивными и о чём-то мечтали. В небо летит высокий детский голос «Что тебе снится, крейсер «Аврора…». И они, пьяные, подхватывают, и слёзы на глазах выступают. Чего эти люди добились? Того, что у них хорошие тачки и квартиры? Про их семьи ничего особенно хорошего сказать нельзя. А без семьи и работы что за жизнь? Вообще получилась комедия про пожилых бездельников-рантье, неизвестно как достигших своего благосостояния, зацикленных только на себе, эдаких филистеров-интеллектуалов.
В фильме есть пятый друг, который занимает столько же места, сколько и все главные герои, но смыслово он значительнее всех. Это крупный бизнесмен – его отлично сыграл Алексей Барабаш – одноклассник Саши, которому он хочет дать в долг большую сумму денег, очень хочет, но так и не даёт. У него тоже где-то свербит и его что-то мучит: он заработал очень много денег, но не обрёл счастья, стал рабом. Денег. И тоже, как нашим героям, ему нужно напиться, чтобы сделать что-то хорошее, но наутро всё хорошее он отменяет. Вроде наши «полтинники» другие? Да нет, не другие. Понимают, что живут как-то не так, но уговаривают себя, что так…
Вот что меня озадачило и огорчило, хотя почти весь фильм я ловил себя на том, что улыбаюсь и даже смеюсь. Это уже хорошо, но сценаристы Леонид Барац и Сергей Петрейков при участии Ростислава Хаита писали не просто комедию положений в расчёте на успех в прокате, а, наверное, хотели привнести в неё что-то из пережитого: честное, больное, выстраданное. Режиссёр Флюза Фархшатова поставила фильм в соответствии с замыслом сценаристов, и оператор Антуан Вивас-Денисов очень изобретательно фильм снял, и Питер в этой киноленте прекрасный… А в голову при просмотре почему-то лезли строчки Осипа Мандельштама из стихотворения «Ленинград»: «Петербург, я ещё не хочу умирать…» и его слова, которые он часто повторял своей жене: «Почему ты решила, что мы обязательно должны быть счастливыми?»