Надежда Рейн скрупулёзно и бережно перелистывает страницы статей Александра Бенуа об искусстве в жизни ребёнка, и возникает ощущение, что написано это даже не вчера – только что.
С тем же вниманием Елена Теркель вчитывается в письма Льва Бакста к жене, сыну и падчерице. И мы с удивлением узнаём, что художник, «прославившийся яркими красками, пряным эротизмом восточных балетов, портретами знаменитостей и созданием парижских модных туалетов», был внимательным и любящим отцом, мужчиной, в полной мере осознававшим свою ответственность за близких даже после того, как семья распалась.
Но семья – не единственное горнило, где отковывается душа ребёнка. О том, чем может (добавим – и должен!) стать для ребёнка театр, рассказывает Георгий Исаакян – художественный руководитель детского музыкального театра имени Наталии Сац. О том, какой должна быть школа, – академик Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109. Многих приведёт в смятение воплощённая им в реальность мечта любого вменяемого родителя – не ученик повинен «укладываться» в прокрустово ложе учебного заведения, а заведение обязано учитывать все (!) грани отпущенных ребёнку Богом и Природой дарований.
Однако не одними серьёзными размышлениями «нагружает» журнал любознательного читателя. Раиса Кирсанова предлагает ему увлекательнейшее «детективное» исследование картины Павла Федотова «Сватовство майора», а Наталья Бялик-Валенти – изящное эссе об истории детского костюма.
Даже традиционный для журнала «академический» блок, на сей раз объединивший статьи об эволюции темы детства в различных жанрах изобразительного искусства, словно бы обрёл новое дыхание. Не утратив фундаментальности подхода к избранному предмету, авторы постарались говорить с читателем на языке, который сегодня столь же востребован, сколь и редко употребляем – языке исследователя-профессионала, озабоченного не утверждением своего научного авторитета среди коллег, но установлением доверительных и равноправных взаимоотношений с читателем. И в этом отношении «Мир детства» в картинах Третьяковской галереи» Валентины Бялик можно считать образцом того единственного в своём роде стиля, коим славилась легендарная серия «Эврика», выпускавшаяся в 60–70-х годах минувшего века «Молодой гвардией».
Журнал сделал большой шаг навстречу аудитории, которой он сегодня более всего необходим, так называемым рядовым читателям, любящим искусство, но не обладающим специальными знаниями о нём. И именно поэтому хочется обратиться к каждому из тех, кто вкладывает в журнал талант и душу, – не оставляйте стараний, маэстро!