Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

В поисках утраченного

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Лиана Полухина. Инна Гулая и Геннадий Шпаликов. – М.: Алгоритм, 2007. – 224 с.: ил.

Геннадий Шпаликов родился в сентябре 1937 года. Теперь автору сценария поистине культовой картины «Я шагаю по Москве» исполнилось бы 70. Впрочем, нет, конечно, не исполнилось бы… Такие, как он, живут быстро и умирают молодыми – сгорают при входе в плотные слои атмосферы. Он и сгорел – ровнёхонько в пушкинские 37, как сгоряча наметил себе ещё в юности. Юность – она такая: если линии, то обязательно жёсткие, упругие, прямые, если буквы – то только заглавные.
Поэтам не стоит разбрасываться словами ради красного словца – а Шпаликов, конечно, был в первую очередь поэтом. Стихи были, наверное, одним из основных элементов биохимического состава его крови, и он, кстати сказать, был щедрым «донором». Вспоминая о Шпаликове, мало кто не называл его «одной из самых ярких звёзд», «ярким лучом», не упоминал его чудесную улыбку, невероятное обаяние и умение сочинить праздник буквально из ничего. Пожалуй, его можно даже признать наследником Серебряного века по прямой. Идея превращения чего угодно (а уж собственной судьбы и подавно) в произведение искусства была как на Шпаликова шита. И сам себе он насочинял-напророчил многое… Ещё будучи студентом ВГИКа, написал эпатажный сценарий под названием «Человек умер», в центре которого поместил собственное самоубийство. Да что говорить – ему даже годы своей жизни удалось потом «зарифмовать»: родился в 37-м, умер в 37…
В одном из стихотворений он напишет: «Страна не пожалеет обо мне, но обо мне товарищи заплачут». Так, в сущности, и вышло. Ни тогда, в 74-м, ни позднее дни памяти Геннадия Шпаликова не отмечались сколько-нибудь широко. Этот, юбилейный, год не исключение. Пара материалов в газетах, пара передач на канале «Культура», вечер памяти на арт-фестивале в Коктебеле, премьера пьесы «Гражданин Фиолетовой республики», которая была написана без малого полвека назад, но поставлена впервые, – в детском театре «Клякса»…
На этом относительном безрыбье дорогой к обеду ложкой мёда выглядит книга Лианы Полухиной «Инна Гулая и Геннадий Шпаликов». Полухина – уже опытный, набивший себе руку биограф звёздных пар (на её счету жизнеописания Любови Орловой и Григория Александрова, Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова), биограф увлечённый и деликатный – а это, согласитесь, по нынешним временам достоинства редкие.
Как вышло, что блестящий, невероятно талантливый, рождённый, по словам Ахмадулиной, несомненно, для радости и успеха молодой человек к финишу своего недолгого жизненного пути пришёл сломленным и истощённым настолько, что финальную точку в нём был вынужден поставить сам? Как получилось, что колоссально одарённая актриса, обладающая редкостной выразительной силой и ещё более редкостной красотой, оказалась одной из самых невостребованных, неосуществившихся? Почему эти два достойных человека, любивших друг друга искренно и сильно, так и не смогли принести друг другу счастья?..
Взволнованно, не скрывая личной точки зрения, автор повествует о событиях тех лет. Многочисленные свидетельства друзей и близких звёздной пары, фотографии, факсимиле детских стихов Гены образца 1947 года... Здесь не только история горькой любви и драма изломанных жизней – всё это вместе составляет один из поразительных документов ушедшей эпохи. Времени удивительного, пугающего и как будто навсегда утраченного. Но в ностальгических поисках ускользающей, парадоксальной его красоты мы всё продолжаем нетерпеливо листать программу телепередач: «Застава Ильича», «Я родом из детства», «Долгая счастливая жизнь»… 

Светлана ОСТУЖЕВА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Остужева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS