Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2018 г.
  4. № 39 (6660) (26.09.2018)
Искусство

В поисках внутреннего голоса

В Екатеринбурге закончился VII Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко

25 сентября 2018

Участие в нём приняли музыканты из России, Англии, Франции, Польши, Швейцарии, Казахстана, Украины. Как всегда – две номинации: юношеская и основная. Состав участников традиционно сильный. И жюри не скучало.

В юношеской номинации уже в первом туре обратили на себя внимание Павел Войцеховски (Польша), Даниил Немов (Москва), Матвей Шумков (Екатеринбург), Никита Бурзаница (Донецк), Лев Давыдов (Бузулук) и Наталия Афонина (Брянск). Сложные программы были представлены весьма убедительно, увлечённо и даже захватывающе. Павел Войцеховски – ученик III курса музыкальной школы им. Зенона Бржевского в Варшаве, его педагог профессор Джоана Лавринович, ученица знаменитой польской пианистки Халины Черны-Стефаньской. Пани Халина училась в своё время у Альфреда Корто. Так что Павла можно считать внуком выдающегося французского пианиста.

Слушать и наблюдать его за роялем одно удовольствие. Он охотник за звуками. Всё очень наглядно транслирует лицо. С первым прикосновением к клавишам – его уже ничто не интересует. Слушатели, жюри не имеют никакого значения для его «охотничьего» интереса. Погружение полное, страстное, удивительное.

У Даниила Немова, Матвея Шумкова, Наталии Афониной приличная уже музыкальная культура, очень хорошие школы. Никита Бурзаница – студент I курса Донецкой государственной музыкальной академии им. С.С. Прокофьева – яркий, мощный, с уже явными чертами собственного стиля пианист. Все они в итоге и поделили премии в юношеской номинации. Председатель жюри профессор Парижской высшей школы музыки Альфреда Корто Р. Шерешевская вручила собственный приз за лучшее исполнение французской музыки Матвею Шумкову – ученику профессора С. Белоглазова. Никита Бурзаница отмечен поощрительным призом швейцарского концертного агентства «Musical Discovery» в размере 1000 швейцарских франков с целью способствовать его участию в 10-й Международной фортепианной академии в Дисентисе (Швейцария) летом 2019 года. Дипломантами в юношеской номинации стали Анастасия Рязанова (Москва), Борис Ковров (Екатеринбург), Полина Седова (Нижний Новгород). Приз зрительских симпатий получил лауреат I премии (вместе с Даниилом Немовым) Павел Войцеховски.

Основной конкурс в первом туре так явно будущих победителей не выявил. Все выступившие претенденты были прекрасно подготовлены, отличались смелостью интерпретаций, а иногда и дерзостью. Что мне, как члену жюри, доставляло удовольствие. Конкурс посвящён памяти Веры Лотар, которая отличалась в исполнительстве вольнодумством, терпеть не могла академического «буквоедства» и не признавала принятых трактовок (она называла их «трафтовками»). За что ей доставалось от консерваторских критиков, но их «уколы» её мало задевали. Жюри конкурса приняло решение допустить всех участников ко второму туру, чтобы избежать ошибок и дать возможность способным молодым пианистам заявить о себе по «гамбургскому» счёту. Многие и заявили. Но жюри не порадовали. Почему? Вечный вопрос любого конкурса. В составе жюри пианисты, педагоги и критики – мнения разделились. В итоге – в третий тур прошли музыканты безупречной, с профессорской точки зрения, репутации и бережного отношения к избранным произведениям и их уважаемым авторам. Первой премии удостоен талантливый пианист, студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Артур Ворожцов (класс профессора П. Нерсесьяна). Он существенно опередил всех претендентов, его выступление отличали подлинная музыкальность, интереснейшие стилистические находки, вдумчивость и блестящая техника.

Порадовала и студентка V курса этой же консерватории Ольга Иванова (класс профессора П. Федотовой). Ольга при всех высоких технических достоинствах исполнения ценит мысль. Это чувствуется в её философичной манере изложения, вдумчивой, ясной, простой, чуждой пустых «эффектов» и всякого бурбонства. Ольга отмечена II премией конкурса. Она разделила её с корейской пианисткой, ученицей профессора Р. Шерешевской Ким Едам. Третьей премии удостоены Марсель Тадокоро (Франция) и Алиса Стекольщикова (Москва). Четвёртая премия у Максима Альберти (Франция).

Мне лично не хватало в третьем туре Германа Киткина, Данило Мацетти (Англия), Сергея Белявского (Швейцария), но ничего не поделаешь – решение жюри. Анне Семериковой – студентке III курса Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (класс профессора М. Ярославцевой) присуждена стипендия Парижской высшей школы музыки Альфреда Корто. По итогам второго тура дипломантами конкурса стали Герман Киткин, Данило Мацетти, Станислав Корчагин, Владимир Сушков, Константин Хачикян.

Награды победителям вручали Наина Иосифовна Ельцина и заместитель губернатора области Александр Высокинский.

Юрий Данилин,
музыкальный обозреватель «ЛГ»,
Екатеринбург–Москва

Тэги: Семь нот Юрий Данилин
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В ожидании музыки

    21.09.2022
  • Концертный век

    07.09.2021
  • Победившая ГУЛАГ

    13.04.2021
  • Свет памяти

    11.11.2020
  • Вместо мемуаров

    15.01.2020
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Свет памяти

    18 голосов
  • Победившая ГУЛАГ

    18 голосов
  • Идиллии зимы

    15 голосов
  • Вспоминая Веру Лотар…

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS