120 лет назад родился знаменитый авиаконструктор и мыслитель
Когда летишь на вертолёте конструкции Sikorsky, приятно радуют комфортность и малошумность летательного аппарата. Невольно вспомнишь и отечественные «вёртокрылы» – да что там, и наши, в общем, не хуже. Потом задумаешься над словом «наши»… И при этом испытаешь целую гамму чувств, не имеющих отношения к воздухоплаванию. Что-то вроде лёгкой грусти по поводу самого латинского начертания этой фамилии…
Кто-то убеждён и поныне, что предреволюционная Россия была безнадёжно отсталой крестьянской страной. Согласиться с этим нельзя – страна активно развивала промышленное производство и выпестовала целую плеяду гениев конструкторской мысли. Одним из них был Игорь Иванович Сикорский (1889–1972) – великий авиаконструктор и ярчайший религиозный мыслитель.
Родившись в семье профессора Киевского университета Ивана Сикорского, выходца из среды сельского духовенства, он получил православное религиозное воспитание и любовь к искусству. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, потом во Франции в Технической школе Дювиньо де Ланно, а в 1907-м поступил в Киевский политехнический институт.
За год до Первой мировой – в 1913-м – он взлетит на «Русском Витязе» с восемью пассажирами и членами экипажа и будет летать с ними два часа! До этого он успеет установить ряд рекордов как авиатор на малых самолётах, получить почётную медаль Императорского русского технического общества и к 23 годам стать главным авиаконструктором знаменитого завода «Руссо-Балт».
Ещё один год – в небо уходит тяжёлый бомбардировщик повесомее прежнего – «Илья Муромец». Побивая все рекорды длительности и высоты, Игорь Сикорский с экипажем совершает перелёт по маршруту «Москва–Киев–Москва». Просто фантастика по тем временам! Поздравления, чествования, шампанское… Но это уже 1914-й, и геройству россиян новая большая война даёт иное немирное измерение…
Сикорский проводит доработку «муромцев» для бомбометания и ставит в хвост пулемётные турели, чтобы уберечь от первых «фоккеров». Полтонны бомб – смертоносного русского гнева – надолго обеспечили этим бортам первенство среди «бомбовозов».
Эти события и послужили дебютом отечественной бомбардировочной авиации, рос авторитет конструктора Сикорского. Но в 1917-м встали заводы, остановилось самолётостроение. Не видя для себя возможности избежать репрессий, Игорь Сикорский принимает решение эмигрировать. О том, что решение это было мучительно трудным, говорят тексты богословских трудов выдающегося инженера и мыслителя. Стоит предположить, что вынужденный разрыв с Родиной невольно и послужил стимулом к пробуждению философского начала в творчестве Сикорского, дотоле научно-техническом. Но факты сильнее предположений: Россия навсегда лишится человека, который ещё многое мог бы сделать для её процветания и могущества.
Оказавшись в Америке, Игорь Сикорский сплотил вокруг себя команду инженеров и авиаторов, русских эмигрантов. Первоначальный капитал составлял $800. Задача – построить свой самолёт, а для этого собрать ещё средств, проведя подписку на акции. И полунищие русские эмигранты понесли свои деньги человеку, в которого верили.
S-29, который был вскоре построен, получил повреждения во время испытательных полётов. Требовались дополнительные расходы, многие пайщики перестали верить в успех. И тогда президент фирмы Игорь Сикорский поступает так, как немыслимо поступить американцу. Он собирает тех, в ком ещё теплится надежда, запирает за собой дверь и говорит: «Пока не соберём две с половиной тысячи долларов, дверь будет закрыта». В этом поступке – и упорство русского авиаконструктора, и дар убеждения.
Потом был S-37, безоговорочно завоевавший симпатии заказчиков. Он долго летал на линиях в Латинской Америке. Была большая удача с самолётом-амфибией S-38. Посыпались крупные заказы, многие от компании «Пан-Американ». С этого момента слава конструктора взмывает ввысь. Он становится весьма известным человеком в Америке, в деловых её кругах. У него появляется новая компания Sikorsky Aviation Corporation. В той же прогрессии, в какой растёт слава Сикорского, на американских авиазаводах растёт спрос на российских инженеров, техников и рабочих. Но те, кто был с Сикорским в Америке с самого начала, не покидают его. На новом заводе компании в Стратфорде строят православную церковь.
Конструкторская мысль ведёт Сикорского дальше. Теперь он увлечён вертолётами. В 1939 году (опять же сам) поднимает в воздух VS-300, сущую стрекозу по очертаниям, всего лишь игрушку с виду. Разбег длиной в десятилетие – и вот уже новые винтокрылы в серийном производстве.
S-55 был первым вертолётом, совершившим в 1952 году перелёт через Атлантику. Сикорский конструировал вертолёты и для американских президентов. На S-58 Эйзенхауэр возил своего гостя Хрущёва. Потом была новая удача – элегантный и маневренный S-61.
Когда появлялось свободное время, Игорь Сикорский путешествовал по миру. В 1938 году предпринял большое турне по Европе. Русские в эмиграции встречали его как героя. Сначала стремится в Сербию, а вот он уже на Афоне, в знаменитом Пантелеймоновом монастыре. Что в этой географии? Нет ли в этом стремления сродниться со святынями православия, обрести новых братьев по вере? Как же нет – есть, сколь ни удивительно оно в образцовом «капиталисте», организаторе производства.
Именно этот зов его сюда и влечёт. Он работает в библиотеке, где хранятся первохристианские рукописи, посещает скиты, встречается со старцами, присутствует на службах.
Вся братия монастырская провожает Игоря Сикорского…
Он загадал себе год ухода – 1968-й, но силы небесные отпустили ему ещё три. Говорят, в его последних днях не было страха смерти. Но почему? Ведь боязнь небытия земного и есть самое человеческое в природе людей… Так почему же?
На волнах житейского моря и воздушного океана его спасательным кругом была глубочайшая вера. Его, как некогда и Канта, удивляло «звёздное небо над нами». Но тревожила вторая составляющая кантовских «удивлений» – «нравственный закон внутри нас»… Но в жизни земной место нравственного закона заступила буря чувств и пагубных страстей в человеческих отношениях. Он пишет в одной из работ: «Мы часто видим людей, у которых высокий интеллект и обширные познания объединены с жестокой и грубой душой. Фактически русское слово «бездушный» следует воспринимать буквально, но даже и такая характеристика может быть объединена с высоким интеллектом и обширными знаниями». Как вернуть людей в лоно нравственности? Как умозреть святое там, где скверна? Как понять самому и объяснить людям замыслы Творца?
На эти вопросы он всю жизнь искал ответа – и впервые попытался ответить на них в «Послании молитвы Господней». Книга вышла в свет в 1942 году. Её он посвятил молитве «Отче наш», раскрывая в ней подлинный смысл слов и связь времён.
В этой молитве запечатлено стремление человека соединиться с гармонией Вселенной, уверен Сикорский. Наша Земля движется по дороге времени к некому событию огромной важности. Оно остановит извечную битву правды и лжи, маету страданий и смерти и откроет новую эру света, доброй воли и бессмертия.
История человечества говорит о том, что интеллект и высокое научное образование бывают бессильны перед опасностью зла. И тогда наука и техника становятся слугами зла, помогают в распространении лжи, рождают страх, ненависть и смерть в невиданных масштабах. Бывают моменты в истории, когда целые народы не могут сопротивляться смертельному яду зла.
В комментариях Сикорского звучит многое: опыт осмысления двух войн, массовых репрессий в Советской России, того же протестантского сытого ханжества Штатов.
Продолжение этой темы звучит в другом его труде – в «Незримой борьбе». Исследуя суть искушений Христа дьяволом в пустыне, он соотносит его с историей человечества. Вывод: у мира, который полагается только на материальную сторону в ущерб духовной, нет будущего. По существу автор разоблачает примитивный позитивизм и бездушие. Это предупреждение человечеству было написано в тот год, когда воздушный океан планеты впервые прорезали атомные грибы.
Чрезвычайно интересна и небольшая по объёму работа «Эволюция души», которую Сикорский читал и в форме лекции. Многие живущие на нашей бренной земле вопроса о смысле жизни самим себе задать боятся, Сикорский же в этой работе, как и в завершающей книге в «Поисках высших реальностей», дал точный ответ на этот вопрос. И сделал попытку описать непознаваемое – жизнь высших энергий космоса, в которые, возможно, и воплощаются наши земные души. Он описывает это таким понятным и увлекательным слогом (без праздного многословия, схоластики и зауми), что просто дух захватывает.
Сикорский ушёл из жизни тихо и спокойно, с чистыми помыслами. Он не боялся уходить. Случилось это 26 октября 1972 года. Перед сном он пожелал жене спокойной ночи, а утром его нашли лежащим со сложенными на груди руками. Утро было светлым. Близкие вспоминают, что сама природа провожала его в иные сферы торжественной неповторимой красотой…