Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В поисках Золотого ключика

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Растянувшийся на несколько месяцев фестиваль спектаклей по пьесе «Иванов» стал первой крупной мемориально-концептуальной творческой акцией Государственного театра наций после совершившейся там в прошлом году резкой и радикальной смены художественного руководства. Обнаруженный им двойной повод – 120-летие первой премьеры чеховской драмы в Театре Корша и 125-летие самого этого театра, давно уже не существующего, но оставившего по себе стены, замечательное сценическое здание, где и обитают с некоторых пор (ведя бесконечный ремонт-реконструкцию) «националы», – продемонстрировал и креативные возможности новой команды, и размах амбиций. 

А сам смотр, начавшийся с того, что всячески разрекламированную версию берлинского «Фольксбюне» по причинам организационно-технического свойства Москва так и не увидела, показал, что устроителям ещё есть над чем поработать. Впрочем, все три прошедших к сегодняшнему дню гастрольных «Иванова» (а ими, как нам обещают, дело не ограничится) явились для столицы событиями, по меньшей мере примечательными. А кроме того, будучи прочтениями кардинально, чтобы не сказать, взаимоисключающе разными, они позволили увидеть всю многовариантность возможных взаимоотношений театра XXI века с классическим драматургическим текстом. Возможно, и не всегда художественно состоятельных, однако декларирующих совместно особую ценность именно такого «полифонического» взгляда на классику. И, разумеется, громадную важность продолжения диалога с нашими «вечными спутниками».

Прежде всего это очень обаятельная сценическая затея. И, что называется, художественно стильная. Недаром у истоков её стоял Олег Шейнцис, выдающийся сценограф, не только поддержавший обратившегося к нему тульского режиссёра Олега Трусова со смелой идеей кукольного Чехова, но и порекомендовавший в работу Ивана Миляева, своего сотрудника по постановочному факультету Школы-студии МХАТ. Тот в итоге оформил родившийся спектакль не только декорационно, но и идейно. По крайней мере в программке опубликован его концептуальный текст, заранее вводящий зрителя в художественно-образный мир постановки. Здесь и несколько смелое предположение о роде деятельности героя пьесы – он предстаёт этаким не понятым своей эпохой, но опередившим время изобретателем, Циолковским, Левшой (последнее уподобление, конечно же, должно было составлять для туляков особую значимость). И объяснение художником-постановщиком одной из главных сценических метафор – каждой из кукол придано его собственное колёсное средство передвижения. Велосипед, праавтомобиль, кресло-каталка, в которых лихо перемещаются по сцене благодаря умелым кукловодам большинство персонажей пьесы, рождают, как и было задумано, эффект «бесконечного и бессмысленного движения по кругу», дают очень чеховское ощущение житейской карусели. 

Прямое столкновение двух миров – мира «неодушевлённого» (что в данном случае весьма условное определение: исполнители, сопровождающие своих героев, выражаясь на профессиональном языке, «в живом плане», дополнительно играют именно ду’ши, пускай закостеневшие, но не вконец утратившие томительной тоски) и мира людей из плоти и крови (сам Иванов, Сарра, Саша) – высекает сноп мизансценических находок и культурологических проблесков. Цепь ассоциаций – от древних обрядовых действ до великой толстовской сказки о деревянном мальчике – выстраивается сама собой. Другое дело, что не всё окончательно отстроено, отрегулировано, пригнано друг к другу в самом спектакле с замечательно выполненными Анной Ефимовой куклами, с как минимум двумя запоминающимися актёрскими работами (заглавный герой Ринада Кондраева и «душа» Лебедева, сыгранная Сергеем Буряковым). Воплощение, увы, не конгениально замыслу. 

Впрочем, левшам свойственно никогда не останавливаться на достигнутом. И то обстоятельство, что москвич Иван Миляев стал по совместительству главным художником Тульского театра кукол, позволяет расценивать это уникальное, единственное в своём роде прочтение пьесы (люди из Театра Наций специально проверяли) в качестве первого важного изобретательского эксперимента. Как начало большого и важного дела. 

А.В.

Олег Спиренков и «Шабельский», Алексей Колотилов и «Львов»;  ФОТО:Михаил ГУТЕРМАН

 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS