В первую апрельскую декаду в центре Москвы на Никольской, 17, прошёл фестиваль под названием «Н.В. Гоголь на сцене Театра Б.А. Покровского». Каждому истинному ценителю разнообразнейшего и бескрайнего, подобно гоголевскому Днепру, космоса великого писателя была предоставлена редкая возможность услышать (и увидеть) за 12 дней целое собрание великих произведений, претворённых музыкой.
Чем отдалённее Николай Васильевич от нас, тем разнообразнее и причудливее формы, в которых воплощается его наследие на сцене и на экране. И это вполне естественно, ибо каждое время повелевает людьми (а значит, и художниками) своими законами, а на протяжении как минимум последнего столетия оно чем дальше, тем больше требовало от творцов «зрелищных видов искусств» в первую очередь самовыражения. Особенно полюбилось нам самовыражаться за счёт Гоголя. Потому как и востребован, и необходим любому поколению, а притом и забавен, смешон, и с чертовщинкой…
Между тем отнюдь не только его одного у нас на все лады перетолковывали, «углубляли» и приближали к современности. И не одни лишь режиссёры в этом грехе повинны – значительную часть его должен по справедливости принять на себя наш брат критик. Вот вам, пожалуйста, цитата (речь идёт о первой опере Дмитрия Шостаковича, сочинённой им по повести Гоголя «Нос»):
«Не в историю уходил Шостакович, когда брался за гоголевский сюжет. Ему Гоголь понадобился для разговора о времени прошедшем, но ещё слишком близком, неостывшем, о режиме, недавно рухнувшем.
Шостакович «продлил» сюжет Гоголя в десятые годы XX века, чтобы разделаться с прошлым, расквитаться в своей сатире с царским самодержавием». Так писала «ЛГ» 25 сентября 1974 года.
Сегодня нам достаточно трудно разглядеть в Шостаковиче яростного обличителя Российской империи. А созвучия, переклички писателя и композитора продолжают быть очевидны. У Шостаковича – настоящая музыкальная парафраза гоголевской прозы: те же сарказм, мистерия, фантасмагория, гротеск…
Путь патриарха оперной режиссуры Бориса Александровича Покровского к гоголевской теме начался давно. Ещё в 1947 году в Большом театре была поставлена «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова, а три десятилетия спустя – «Мёртвые души» Р. Щедрина. Но то были, можно сказать, только намётки, подступы к гоголиане Покровского, которой – вот парадокс! – оказались тесны рамки Большого театра.
На театральной карте страны в 1972 году появился его собственный Камерный музыкальный театр. А два года спустя, 12 сентября 1974 года, на сцену помещения бывшего кинотеатра на Соколе вышли персонажи оперы Шостаковича «Нос». Постановка во многом определила тональность как всех последующих гоголевских исканий режиссёра, так и творческого лица театра, в котором до сих пор служат многие участники первых представлений: Е. Болучевский, Б. Дружинин, Б. Тархов, Л. Колмакова, И. Бартенева, Л. Соколёнеко, М. Лемешева, В. Боровков…
Борис Покровский и дирижёр Геннадий Рождественский создали поистине шедевр музыкального оперного искусства. Разумеется, обоих мастеров увлекали романтика и новизна форм музыкальных структур «Носа», а также последовавшей за ней постановки оперы «Игроки». Но вот что интересно: сам Гоголь оставался поначалу для Покровского, по его же собственному признанию, гениальным автором литературной основы, которая не менее гениально воплощена Шостаковичем в опере. Поэтому большая часть творческой энергии тратилась постановщиками на партитуру. Но куда денешься от Николая Васильевича? По прошествии многих лет всё встало на свои места: в ответ критикам, жаждущим причислить Покровского к лику новаторов оперного искусства, он однажды скажет: «Любовь моя к Гоголю определена очень давно – с детства, с воспитания, которое я получил в школе. Мы изучали его драматургию, нам нравились его очаровательные «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба». Мы даже играли на школьной сцене спектакли по его произведениям… с Гоголем связана моя деятельность как режиссёра. Я давно вынашивал идею поставить на сцене великого классика, ибо до сих пор меня увлекают поиски смысла его драматургии».
Вдохновлённый Гоголем, режиссёр придаёт репертуару Камерного музыкального театра не только особый, ни с чем не сравнимый художнический колорит, но и краску величавой державности. Ведь устами Гоголя Покровский утверждает веками отчеканенные в русском искусстве нравственные и эстетические ценности. Это всегда, при любых режимах, оставалось непреложной истиной. Она, истина, красной нитью прочерчена в последующих постановках Покровского одноактных опер А. Холминова «Шинель» и «Коляска», «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского. В 2003 году художественный руководитель театра Б.А. Покровский и главный дирижёр Л.М. Оссовский за спектакль «Сорочинская ярмарка» были удостоены Государственной премии Российской Федерации.
Юбилей, конечно, удобный случай, чтобы вспомнить, подумать, осознать значимость творческого наследия Николая Васильевича в истории национальной культуры; почувствовать необходимость его мыслей, его «смеха и слёз», так пронзительно искрящихся и в наши дни, когда искусству нужны не ёрничество (что всегда избегал Гоголь), а сострадание к своему народу и любовь к нему.
Характерная особенность Камерного театра состоит в том, что вот уже на протяжении более чем 30 лет он подкрепляет и развивает эти слова делом: поставлено восемь спектаклей по произведениям, написанным Николаем Васильевичем (уникальный случай в истории музыкальных театров!). Напомню: «Нос», Шинель», «Игроки», «Женитьба», «Коляска», «Сорочинская ярмарка», «Ревизор», «Черевички». Путь – через слово к музыке, потом к режиссуре, потом к артистам и сценографам – тернистый и крайне сложный, он способен в итоге начисто размыть литературную основу, пусть даже прекрасную. И каким нужно обладать режиссёру-постановщику талантом, тонким чутьём, музыкальным слухом, чтобы взять под руку эти две Музы и привести их к источнику, наполненному свежим дыханием и ясностью мыслей.
Рядом с мэтром работают и другие режиссёры, его единомышленники, чей талант проявился особенно именно в гоголевских произведениях. Повод для подобных заключений дают работы режиссёра Ольги Ивановой, недавнего постановщика опер Владимира Дашкевича «Ревизор» и «Черевички» П.И. Чайковского. Собственной интерпретацией Гоголя – темпераментной, искромётной – весь творческий коллектив Камерного музыкального театра не замутил образ и величие писателя, он ещё на шаг приблизил нас к нему. Сам же Николай Васильевич приходит на Никольскую, 17, не только в фестивальные дни, посвящённые его юбилею, а, кажется, пребудет в этом театре всегда.
Вглядитесь внимательно: вот он снимает шляпу…