Белгородский филиал Российского фонда культуры издал сборник «Пушкин в сердцах поколений». В книгу вошли статьи литераторов, краеведов, искусствоведов, художников, представителей других творческих профессий на тему «Пушкин и Белгородчина». Половина тиража передана в библиотеки области.
Удивляешься подвижничеству белгородских исследователей творчества и жизни А.С. Пушкина. Так, писатель и краевед Б. Осыков, отталкиваясь от примечаний великого поэта к поэме «Медный всадник» (а именно от строк «Смотри описание памятника в Мицкевиче. Оно заимствовано из Рубана – как замечает сам Мицкевич»), установил, что журналист и поэт Василий Григорьевич Рубан (1742– 1795 гг.) – уроженец Белгородчины. По случаю открытия в Санкт-Петербурге памятника Петру I он написал «Надпись к камню, назначенному для подножия статуи Петра Великого»:
Нерукотворная здесь
росская гора,
Вняв гласу божию
из уст Екатерины,
Пришла во град Петров
чрез Невские пучины
И пала под стопы
великого Петра.
Сотрудники Пушкинской библиотеки-музея С. Богомолова и А. Крупенков выявили, что в круг знакомых Александра Сергеевича входил архиепископ Псковский (Казанцев), бывший в 1818–1822 годах епископом Курским и Белгородским. В подтверждение они приводят найденные документы, в частности, выдержку из письма поэта Петру Вяземскому около 7 ноября 1825 года: «...отец Евгений принял меня как отца Евгения». В этом каламбуре А.С. Пушкин подразумевает, что архиепископ уже читал первую главу его романа в стихах «Евгений Онегин», незадолго до их встречи опубликованную в Петербурге.
А в последний путь поэта провожал настоятель Святогорского монастыря архимандрит Геннадий, который, опять-таки согласно документам, в 1819 году был пострижен в монахи в Белгородской домовой церкви архиепископом Евгением Казанцевым (о нём читайте выше), а много позже ставший настоятелем Святогорской обители. Есть свидетельства одной из тригорских «муз» поэта Екатерины Фок (в девичестве Осиповой): «Рано утром внесли ящик в церковь и после заупокойной обедни всем монастырским клиром с настоятелем, архимандритом, столетним стариком Геннадием во главе похоронили Александра Сергеевича...» Это было 6 февраля 1837 года (по старому стилю).
, БЕЛГОРОД