При слове «профсоюз» бывший советский человек вспоминает новогодний подарок в бумажном кульке или в лучшем случае шум прибоя у Кавказской Ривьеры, куда его раз или два в жизни направил профком по льготной путёвке. Но будем справедливы: в случае увольнения рабочего с завода без согласования с профкомом суд чаще всего без лишней волокиты вступался за права рабочего в соответствии с действовавшим тогда законодательством, и ему даже выплачивалась потерянная за время отсутствия на работе зарплата.
Сегодня у нас о профсоюзах люди знают мало. Недавно друг поведал мне печальную историю. Его дочь, служащая банка, в беседе с сослуживцами с неодобрением отозвалась о том, что любовница директора, несмотря на профессиональную несостоятельность, внезапно поднялась на ступеньку выше в системе банковской иерархии. На следующий день её вызвали к директору и сказали, что она уволена.
– Какова причина? – попробовала сопротивляться она.
– Банк в ваших услугах больше не нуждается.
Пришлось покинуть хорошо оплачиваемое место работы.
Могут сказать, что это произошло из-за отсутствия в банке профсоюза, который иначе заступился бы за несправедливо обиженного работника.
Но другой мой приятель, рабочий промышленного предприятия в Карелии, рассказал, как пожаловался председателю профкома на то, что положенное по колдоговору за вредное производство молоко не выдаётся. Председатель в ответ только что-то промямлил о том, что директор не склонен выполнять этот пункт договора.
1990 год. Танкер «Новороссийск» поменял советский флаг на кипрский. Такое случилось со многими судами некогда могучего советского торгового флота. Надвигалась рыночная экономика – российские судовладельцы, для того чтобы оставаться конкурентоспособными, должны были уходить от высокого налогообложения и по примеру коллег из зарубежных стран регистрировать свои суда в так называемых офшорных зонах.
Флаг поменяли, а зарплата осталась прежней. Экипаж взбунтовался. Ведь иностранным коллегам, работавшим на судах под таким же кипрским или же панамским, либерийским и другими «удобными» флагами, платили намного больше.
Моряки, бывая в разных странах, знают многое. Как декабристы после Наполеоновских войн, они впитали в себя воздух свободы с Запада. Наши ребята уже знали о каком-то «международном морском профсоюзе» в Лондоне. Они направили в британскую столицу жалобу. Тотчас в порту Фьюмичино (Италия), куда зашёл «Новороссийск», на борт поднялся один из многих инспекторов Международной федерации работников транспорта (МФТ).
Выбор для владельца судна – Новороссийского морского пароходства – был ограничен: или заплатить морякам по ставкам МФТ, или терпеть огромные убытки от простоя танкера в порту, откуда местные профсоюзы моряков и докеров – члены МФТ – без уступки со стороны хозяев судна отпускать его не собирались.
Российские матросы положили себе в карман по 1200-долларовой месячной зарплате, штурманы и механики – соответственно ещё больше и разъехались по домам.
А прибывший им на смену экипаж должен был уже самостоятельно решать – не ссориться с пароходством или получать высокую зарплату. Люди выбрали второе.
Сегодня экипажи новороссийских судов, работающих под «удобным» флагом и «покрытые» колдоговором Российского профсоюза моряков (члена МФТ), получают приличную зарплату. Да и их коллеги с судов под российским флагом с недавнего времени стали получать значительно больше, чем раньше.
Это не значит, что все российские моряки теперь живут припеваючи. То здесь, то там в отдалённых портах наши бедолаги-соотечественники, брошенные хозяевами на произвол судьбы, вынуждены влачить на своих судах жалкое существование, принимая, как подаяние, то, что им подают из милости католические и протестантские организации.
Самих хозяев не так-то просто найти: в помещениях, где были их офисы, нередко оказываются совсем другие люди. Название судна иногда замазывают краской и на том месте выводят новое, флаг тоже меняют, скажем, с мальтийского на тринидад-и-тобагский.
Ухищрениям судовладельцев нет числа. Даже те, кого хватают за руку инспекторы МФТ, умудряются вести на своих судах двойную бухгалтерию. Одну ведомость с достойной оплатой показывают инспектору, другую – с нищенской – моряку, при этом угрожая ему: пожалуешься в МФТ – попадёшь в «чёрный список» и нигде тебя на работу больше не примут.
Российские моряки в этом отношении не исключение: обманывают и унижают и филиппинских, и китайских, и украинских тружеников моря.
Международная конфедерация профсоюзов работников водного транспорта (МКПРВТ), которую я представляю, получает жалобы от моряков разных стран, возникших на месте СССР.
Среди оружейного набора профсоюзов самым действенным является, конечно же, забастовка.
Конец 2007 года был отмечен усилением забастовок как в Западной Европе, так и в России.
Наши телеканалы, комментируя их, редко информируют о деталях конфликта, зато показывают рассерженные лица потребителей, чаще всего пассажиров, задержанных в пути из-за остановки парализованного забастовкой транспорта.
А ведь причиной забастовки транспортников часто бывают не только необходимость увеличения их зарплаты, но и безопасность движения (в интересах пассажиров), уменьшение риска экологических катастроф (в интересах человечества).
В мире идёт непрерывная борьба между владельцами транспортных корпораций, сокращающих состав экипажей судов, поездных бригад, обслуживающего транспорт персонала, и профсоюзами, которые яростно этому сопротивляются.
Это сопротивление во многом оправданно. Ведь 80% аварий на морском транспорте связаны с так называемым человеческим фактором: и с нехваткой членов экипажа, и усталостью, и отсутствием должной, а зачастую элементарной заботы о моряках.
Играет свою злую роль и коррупция. Погибшим недавно на юге России судам давно было место на свалке, а их выпускали в море вопреки всем существующим правилам. Думаете, бесплатно?
Иные говорят: «Зачем мне профсоюз? В моём контракте оговорена зарплата, и она меня устраивает».
Но 31 декабря заканчивается контракт. Вас могут вновь взять на работу. А могут и не взять. Чувствуете при этом свою позу? Во многих случаях это поза просителя. Если не нищего!
Убеждён, что чувство достоинства рабочего россиянина тесно связано с достоинством России как государства. Не может быть гордой страна просителей. И это всем нам неплохо было бы учитывать.
, заместитель председателя Международной конфедерации профсоюзов работников водного транспорта