Не прошло и двух лет, как наше ТВ сделало и показало первый сериал, посвящённый СВО, – «20/22». Также ночью в эти праздничные выходные были продемонстрированы два замечательных советских фильма о Великой Отечественной войне: «Торпедоносцы» Семёна Арановича и «Проверка на дорогах» Алексея Германа. После большого перерыва я посмотрел их как будто новыми глазами.
К «Торпедоносцам» (1983) вполне подходит замечательное выражение Владимира Меньшова о том, что «с каждым годом артисты в старых советских фильмах играют всё лучше и лучше». Это так, потому что в годы так называемого застоя наши театр и кинематограф достигли небывалых высот, потрясающей изобразительной мощи и уникальной достоверности. Скажем спасибо и пожелаем здоровья ныне здравствующим исполнителям центральных ролей фильма! Это – Родион Нахапетов, Юрий Кузнецов, Станислав Садальский, Татьяна Кравченко, Александр Филиппенко, Всеволод Шиловский... Все актёры удивительно точны в бытовых деталях, в смешных подчас мелочах, во всех героических и не очень обстоятельствах жизни лётчиков на Мурманской авиабазе и на боевых вылетах. Поразительно, как переплетаются кажущиеся пустяки в личных отношениях с благородством и жертвенностью персонажей фильма. Вроде совсем обыкновенные люди, но не обыкновенные. Герои. Здесь нет разговоров о том, что важнее: Родина или я, как в «Воздухе», испорченном фальшивыми сценами (с убийством героиней лошади, а потом сослуживца), реклама которого назойливо прерывала великий фильм.
В «Торпедоносцах» всё правда. Так же как в «Проверке на дорогах» (1971). Здоровья замечательному артисту-фронтовику Владимиру Петровичу Заманскому, сыгравшему, точнее, беспощадно честно прожившему главную роль. Роль русского солдата, попавшего в плен, служившего у немцев, а потом при удобном случае сбежавшего от них к партизанам и мучительно искупающего свою вину. Здоровья также Николаю Бурляеву, удивительно тонко и правдиво сыгравшему юного негодяя-полицая.
В «Проверке...» все достоверны. В том числе Анатолий Солоницын в роли жестокого майора, которого тем не менее понимаешь, потому что у него особый счёт: его сын-лётчик погиб, врезавшись в немецкую колонну, а мог бы выброситься с парашютом и спастись, попав в плен. Всегда отмечали замечательную работу Ролана Быкова в роли командира отряда. Но в этот просмотр мне показалось, что Ролан Антонович, великолепно играя своего «капитана Тушина», именно филигранной игрой и яркими приспособлениями чуть выбивался из абсолютно достоверного ансамбля, в котором никто ничего не играл. Там все были, так сказать, без грима: и Олег Борисов, и Виктор Павлов, и Фёдор Одиноков, и Майя Булгакова, и Игорь Класс, и Аркадий Трусов... Сценарии обоих фильмов написаны на основе фронтовых рассказов замечательного советского писателя Юрия Германа. На основе чего его внук писал сценарий своего «Воздуха», непонятно – советские лётчицы были не обречёнными на погибель балеринами-жертвами, призванными в армию, а героическими амазонками, с юных лет рвавшимися в небо и добившимися того, что им дали бить фашистов.
«20/22». Дарья Кукарских
Первый канал пустил эти великие фильмы после трансляции сериала «20/22», что стало дополнительным испытанием для первого на Первом канале фильма об СВО.
На мой взгляд, это испытание сериал Андрея Симонова выдержал. Никакой пропагандистской фальши я в нём не почувствовал. Сериал о героях освобождения Мариуполя так же, как и «Торпедоносцы», замешан на любви. Её здесь много, и это очень хорошо.
Студент журфака МГУ Данила (Аристарх Венес) поссорился с возлюбленной (Дарья Кукарских) – Алиса, как и многие студенты гуманитарных факультетов, настроена не только не патриотично, а откровенно проукраински. После объявления о начале СВО Данила (он родом из Севастополя) едет добровольцем в Мариуполь, где его брат служит в ополчении ДНР. Там уже идут бои, брат ранен, и Данила пытается его заменить в строю. Правдиво и жёстко показано, как молодой человек поначалу не может справиться со страхом под обстрелом, даёт слабину, очень от этого переживает, но потом постепенно приноравливается и добивается доверия однополчан. Много сцен боевых столкновений, снятых неплохо, хотя действие подчас сумбурно и нелогично (впрочем, в сражениях на улицах и во дворах нормальной логики нет), но видно, что в съёмках участвуют реальные ветераны – ополченцы ДНР, среди них узнаваем известный военкор Семён Пегов, а также замечательные актёры Кирилл Полухин и Алексей Шевченков, что даёт известную гарантию достоверности. Мы писали о недостатках психологизма в первом фильме об СВО – «Лучшие в аду», здесь же и у наших бойцов, и у представителей ВСУ и «Азова»* свои, узнаваемые характеры. Враги не на одно лицо: видно, кто одурачен пропагандой, кто садист по натуре, кто одержим «украинством», кто подвержен стадному инстинкту.
Узнав об отъезде Данилы, Алиса решает его найти и вернуть, чтобы сказать, что она его любит, ей помогает влюблённый в неё студент Миша (Александр Югов). Они отправляются в Донбасс якобы затем, чтобы взять интервью у депутата (Александр Лыков), который отправился туда ради пиара. На пути к Даниле с ними много чего происходит, вся либеральная пацифистская шелуха с них слетает, как только они попадают в плен к «Азову»*.
Очень важна ещё одна любовная линия, так сказать местная, мариупольская. Коммерсант Артём (роль очень достоверно сыграна Владимиром Карпуком) пытается отвезти раненую жену в больницу, а потом спасти потерявшуюся дочку и попадает к «азовцам» – очень точно переданы ощущения абсолютно невоенного человека в жутких военных обстоятельствах, но смешной и жалкий коммерсант становится бесстрашным, когда на кону жизнь жены и маленькой дочки.
Это фильм, так сказать, моментального взросления. Думаю, что все, кто его посмотрел, относиться к происходящему на юге России будут не так инфантильно, как прежде.
______________________
*Признан террористической организацией.