Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 февраля 2024 г.
Телеведение

В праздничном эфире

Первый канал отметил День защитника Отечества и двухлетие начала СВО

29 февраля 2024
Ролан Быков и Владимир Заманский в «Проверке на дорогах»

Не прошло и двух лет, как наше ТВ сделало и показало первый сериал, посвящённый СВО, – «20/22». Также ночью в эти праздничные выходные были продемонстрированы два замечательных советских фильма о Великой Отечественной войне: «Торпедоносцы» Семёна Арановича и «Проверка на дорогах» Алексея Германа. После большого перерыва я посмотрел их как будто новыми глазами.

К «Торпедоносцам» (1983) вполне подходит замечательное выражение Владимира Меньшова о том, что «с каждым годом артисты в старых советских фильмах играют всё лучше и лучше». Это так, потому что в годы так называемого застоя наши театр и кинематограф достигли небывалых высот, потрясающей изобразительной мощи и уникальной достоверности. Скажем спасибо и пожелаем здоровья ныне здравствующим исполнителям центральных ролей фильма! Это – Родион Нахапетов, Юрий Кузнецов, Станислав Садальский, Татьяна Кравченко, Александр Филиппенко, Всеволод Шиловский... Все актёры удивительно точны в бытовых деталях, в смешных подчас мелочах, во всех героических и не очень обстоятельствах жизни лётчиков на Мурманской авиабазе и на боевых вылетах. Поразительно, как переплетаются кажущиеся пустяки в личных отношениях с благородством и жертвенностью персонажей фильма. Вроде совсем обыкновенные люди, но не обыкновенные. Герои. Здесь нет разговоров о том, что важнее: Родина или я, как в «Воздухе», испорченном фальшивыми сценами (с убийством героиней лошади, а потом сослуживца), реклама которого назойливо прерывала великий фильм.

В «Торпедоносцах» всё правда. Так же как в «Проверке на дорогах» (1971). Здоровья замечательному артисту-фронтовику Владимиру Петровичу Заманскому, сыгравшему, точнее, беспощадно честно прожившему главную роль. Роль русского солдата, попавшего в плен, служившего у немцев, а потом при удобном случае сбежавшего от них к партизанам и мучительно искупающего свою вину. Здоровья также Николаю Бурляеву, удивительно тонко и правдиво сыгравшему юного негодяя-полицая.

В «Проверке...» все достоверны. В том числе Анатолий Солоницын в роли жестокого майора, которого тем не менее понимаешь, потому что у него особый счёт: его сын-лётчик погиб, врезавшись в немецкую колонну, а мог бы выброситься с парашютом и спастись, попав в плен. Всегда отмечали замечательную работу Ролана Быкова в роли командира отряда. Но в этот просмотр мне показалось, что Ролан Антонович, великолепно играя своего «капитана Тушина», именно филигранной игрой и яркими приспособлениями чуть выбивался из абсолютно достоверного ансамбля, в котором никто ничего не играл. Там все были, так сказать, без грима: и Олег Борисов, и Виктор Павлов, и Фёдор Одиноков, и Майя Булгакова, и Игорь Класс, и Аркадий Трусов... Сценарии обоих фильмов написаны на основе фронтовых рассказов замечательного советского писателя Юрия Германа. На основе чего его внук писал сценарий своего «Воздуха», непонятно – советские лётчицы были не обречёнными на погибель балеринами-жертвами, призванными в армию, а героическими амазонками, с юных лет рвавшимися в небо и добившимися того, что им дали бить фашистов.

«20/22». Дарья Кукарских


Первый канал пустил эти великие фильмы после трансляции сериала «20/22», что стало дополнительным испытанием для первого на Первом канале фильма об СВО.

На мой взгляд, это испытание сериал Андрея Симонова выдержал. Никакой пропагандистской фальши я в нём не почувствовал. Сериал о героях освобождения Мариуполя так же, как и «Торпедоносцы», замешан на любви. Её здесь много, и это очень хорошо.

Студент журфака МГУ Данила (Аристарх Венес) поссорился с возлюбленной (Дарья Кукарских) – Алиса, как и многие студенты гуманитарных факультетов, настроена не только не патриотично, а откровенно проукраински. После объявления о начале СВО Данила (он родом из Севастополя) едет добровольцем в Мариуполь, где его брат служит в ополчении ДНР. Там уже идут бои, брат ранен, и Данила пытается его заменить в строю. Правдиво и жёстко показано, как молодой человек поначалу не может справиться со страхом под обстрелом, даёт слабину, очень от этого переживает, но потом постепенно приноравливается и добивается доверия однополчан. Много сцен боевых столкновений, снятых неплохо, хотя действие подчас сумбурно и нелогично (впрочем, в сражениях на улицах и во дворах нормальной логики нет), но видно, что в съёмках участвуют реальные ветераны – ополченцы ДНР, среди них узнаваем известный военкор Семён Пегов, а также замечательные актёры Кирилл Полухин и Алексей Шевченков, что даёт известную гарантию достоверности. Мы писали о недостатках психологизма в первом фильме об СВО – «Лучшие в аду», здесь же и у наших бойцов, и у представителей ВСУ и «Азова»* свои, узнаваемые характеры. Враги не на одно лицо: видно, кто одурачен пропагандой, кто садист по натуре, кто одержим «украинством», кто подвержен стадному инстинкту.

Узнав об отъезде Данилы, Алиса решает его найти и вернуть, чтобы сказать, что она его любит, ей помогает влюблённый в неё студент Миша (Александр Югов). Они отправляются в Донбасс якобы затем, чтобы взять интервью у депутата (Александр Лыков), который отправился туда ради пиара. На пути к Даниле с ними много чего происходит, вся либеральная пацифистская шелуха с них слетает, как только они попадают в плен к «Азову»*.

Очень важна ещё одна любовная линия, так сказать местная, мариупольская. Коммерсант Артём (роль очень достоверно сыграна Владимиром Карпуком) пытается отвезти раненую жену в больницу, а потом спасти потерявшуюся дочку и попадает к «азовцам» – очень точно переданы ощущения абсолютно невоенного человека в жутких военных обстоятельствах, но смешной и жалкий коммерсант становится бесстрашным, когда на кону жизнь жены и маленькой дочки.

Это фильм, так сказать, моментального взросления. Думаю, что все, кто его посмотрел, относиться к происходящему на юге России будут не так инфантильно, как прежде.

______________________

*Признан террористической организацией.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS