Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

В предчувствии финала

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

На дворе ещё начало мая, а разговоры только о предстоящем XIII Международном музыкальном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского. Понятно почему, во-первых, все соскучились, а главное – можно будет вполне объективно судить о развитии отечественных музыкальных школ, о достоинствах и недостатках. Всегда полезно знать правду. Да и как всякое состязание, конкурс – мощный заряд для талантливых людей. Ими мы, слава богу, не обижены. В апреле завершился цикл концертов Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева «Aimez-vous Brahms? (Любите ли вы Брамса?)... или тоска по романтизму». Монографические циклы становятся модными у московских музыкальных коллективов. Только что счастливчики прослушали Бетховенские академии Михаила Плетнёва, а теперь вот и блестяще сыгранный во многих концертах Брамс. Оркестр Владимира Федосеева в отличной форме и в полном взаимопонимании со страстным романтиком. Во Втором концерте Брамса солировал хорошо известный меломанам пианист Фредерик Кемпф (Великобритания). Сдержанная, строгая манера исполнения, свойственная Кемпфу, была очень кстати: романтизм от этого не пострадал, а, напротив, предстал впечатляющим и волнующим.

Лучший сольный концерт в апреле дала заслуженная артистка России, профессор Мария Степановна Гамбарян. Она играла в родной ЦМШ. Рядовой, казалось бы, концерт. Случайные слушатели. Никаких гонораров. Но тем, видимо, и отличаются большие музыканты и талантливые педагоги, что подобные обстоятельства не имеют для них ни малейшего значения. А вот в музыке – всё подлинно, без скидок и на зал, и на возраст, и на прочие штучки. Неповторимость концерта в исключительной звуковой технике. И для глаз был простор, но уж для ушей – редкое пиршество. Все действительно обратились в слух и были покорены совершенством игры М.С. Гамбарян. И вариации Рамо, и две пьесы Мессиана из тетради «20 взглядов на младенца Христа», и «Ундина», «Печальные птицы», «Альборада» Равеля отличались редкой выразительностью звучания. Один из неутомимых эксплуататоров инструмента, на котором играла Мария Степановна, сидел рядом со мной и в полном изумлении молвил: «Этот рояль никогда так не звучал...». Но окончательно покорил всех Шуберт. Наверное, у пианистки и композитора – свои, дневниковые, эпистолярные какие-то отношения. И было приятно, хоть и со стороны, несколько минут в этом диалоге участвовать. Мария Степановна, кроме того, в очередной раз продемонстрировала, что такое музыкальная школа Константина Игумнова, ученицей которого была. Весьма своевременное и актуальное напоминание «для стен», в которых звучал этот удивительный концерт.

В апреле состоялись и новые концерты хорошо задуманного филармонией цикла «Играют органисты Парижских соборов». Мне удалось выбраться только на один из них – играл органист собора Валь-де-Грас Эрвэ Дезарбр. Программа была какой-то школьной, малолюбопытной. Трудно признать удачными некоторые переложения для органа. Прелюдия С. Рахманинова, по-моему, напрасно подверглась органному преображению. Видимо, не все сочинения готовы без потерь поменять изначальное своё предназначение. Всё-таки Сергей Васильевич Рахманинов был, как известно, превосходным пианистом и, великолепно зная возможности инструмента, ему и доверял многие сочинения. Наверное, виртуоз-органист сыграет и «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, но кто ж в такого шмеля поверит? Этот будет, скорее, слон, прикидывающийся шмелём. Временами вообще возникало впечатление, что органист плохо представляет, куда он приехал. В России – великолепная органная школа, и слушатели избалованы знанием органной литературы. Поэтому не особенно верили хорошо отрепетированным жестам Дезарбра: после исполнения какого-нибудь незатейливого вальсочка он щедро протягивал руку в сторону нот – вот, дескать, кому предназначены ваши аплодисменты, а потом и в сторону инструмента, способного воспроизводить такие шедевры. Шедевров, к сожалению, мы не дождались. Была исполнена пьеса Юрия Каспарова для магнитофонной ленты и органа, слушая которую, я сожалел, что отключены мобильные телефоны, они придали бы незатейливому сочинению большую достоверность, а если бы на сцену ещё и джип выехал и время от времени пипикал – автору можно было бы простить нудную, скучнейшую партию органа. В общем, странный концерт, а такого количества вальсов орган в зале Чайковского за всю историю своего существования не озвучивал.

Впервые за многие годы в Большом зале Консерватории Национальный филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Спиваков) под управлением Теодора Курентзиса исполнил Девятую симфонию Антона Брукнера. Последнее и неоконченное сочинение талантливейшего австрийского органиста и композитора. Брукнер – явный поклонник Бетховена. В мощных раскатах Девятой это особенно ощущается. И именно мощные, трагические взлеты симфонии, по-моему, объединяют композитора и дирижёра. Курентзис, главный дирижёр Новосибирского театра оперы и балета, – частый гость в Москве. И всегда интересный. Его присутствие за дирижёрским пультом – отдельный впечатляющий графический сюжет. Управляет оркестром энергично и жёстко. Партитура, чувствуется, прочитана тщательнейшим образом, никаких экспромтов, а главное, что и композитор в экспромтах не нуждается. Даже атмосфера в зале насыщена энергичным личностным присутствием дирижёра. И Девятая честнейшим образом получается Брукнера-Курентзиса. О чём никто из присутствующих не жалеет.

В Музыкальном музее им. М.И. Глинки показывали новую работу из цикла Андрона Кончаловского «Гении» – документальный фильм об Александре Николаевиче Скрябине. Полезная картина. Лучшие кадры – Генрих Нейгауз и Владимир Горовиц непосредственно за роялем объясняющие, чем их привлекает композитор. Эта бессловесная привязанность убедительнее и важнее многих слов, придуманных сценаристом и разными знатоками творчества композитора. Очень много Блаватской. И теософских истоков Скрябина. И чрезмерно, на мой взгляд, эксплуатируются разнообразные знания писателя Федякина. Хорошо уже то, что Скрябина можно послушать самостоятельно и самостоятельно попытаться понять, почему, когда уже никто не читает Блаватскую и даже не все – Федякина, композитор так современен и популярен.

Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS