Графика. – М.: Издательская программа «Интерроса», 2009. – 496 с.: ил.
Этот фолиант так и тянет назвать если и не «книгой года», то уж точно альбомом года. Заметим, что это не только наше мнение, – Федеральное агентство по печати в своём ежегодном книгоиздательском конкурсе отдало ему пальму первенства в номинации «Art-книга». И немудрено. Издательская программа «Интерроса» верна себе, прирастив замечательную коллекцию своих весомых во всех смыслах томов очередным произведением одновременно и полиграфического искусства, и редакторской креативности, и пытливой исследовательской мысли.
Александра Дейнеку, к 110-летию со дня рождения которого был выпущен альбом, предъявленный городу и миру в день открытия одноимённой масштабной выставки в Третьяковской галерее, принято считать в первую очередь живописцем, что называется, мастером больших форм. Теперь благодаря интерросовскому изданию, собравшему под одной обложкой свыше 500 графических листов художника (хранящихся как в музейных коллекциях, так и в частных собраниях), он открывается перед нами как удивительный рисовальщик, виртуоз карандаша и акварели, гений стремительной линии, штриха, резкого цветового контраста, чемпион быстрого, на лету сделанного наброска. Более того, по словам известного искусствоведа Юрия Герчука, чьё «слово о Дейнеке» – небольшое по объёму, но ёмкое, насыщенное, концептуальное – наряду с восемью другими аналогичными высказываниями составляет текстовую часть книги, «именно графика является камертоном творчества» выдающегося представителя советского искусства. Недаром же во Вхутемасе он учился в классе не у кого-нибудь, а у Владимира Фаворского – нашего общепризнанно «главного» графика ХХ столетия.
Во всех этих составляющих разделы альбома журнальных и книжных иллюстрациях, плакатах, военных и путевых зарисовках, в вещах «для души», даже в учебных работах, несомненно, «отразился век» во всей его полноте и многообразии. С его вдохновенным порывом к решительному переустройству мира, с его искренним оптимизмом и верой в творческие силы нового человека. Но вместе и с его трагическим надломом, сперва с предощущением, а затем – и с осмыслением всемирных катастроф и народных бедствий.
В также весьма дельной и по существу написанной вступительной статье автор концепции издания Ирина Остаркова неслучайно вспоминает о современнике Дейнеки Андрее Платонове – творце, столь близкому ему по духу и мироощущению. Перед нами и впрямь встаёт мощный, выразительный портрет столь «прекрасного и яростного мира».