Арбат с его ближайшими окрестностями однажды справедливо сравнили с гигантской мемориальной доской, буквально испещрённой звучными именами литераторов, учёных, полководцев и политиков. Одна из таких «записей» помечена адресом: Спасопесковский переулок, дом № 8.
Участок на этом месте в нынешних очертаниях существовал уже к началу позапрошлого века, здесь располагалось довольно скромное деревянное строение, которое принадлежало коллежскому асессору П.У. Устинову и было уничтожено пожаром 1812 года.
Спустя несколько лет по заказу новой владелицы участка – Александры Гавриловны Щепочкиной, жены помещика и фабриканта, поручика Павла Григорьевича Щепочкина, – строятся одноэтажный дом в стиле ампир и флигель, оба деревянные на каменном фундаменте. Фасад особняка, выходящий на красную линию, украшен торжественным шестиколонным портиком, который венчает треугольный фронтон с изящной лепниной.
За Щепочкиной, кстати, числился и соседний (№ 6) дом, возведённый на старом основании XVIII века. Справа к нему примыкают ворота значительно старше возрастом обоих зданий: некоторые исследователи предполагают, что они остались от прежней ограды кладбища при церкви Спаса Преображения на Песках, той, что изображена на одной из самых известных картин В.Д. Поленова «Московский дворик».
Несколько слов о роде Щепочкиных. Его основатель, Григорий Иванович, – выходец из податного сословия, но благодаря участию в становлении и развитии фабрик в Малоярославецком уезде Калужской губернии получил от императора Петра I значительные льготы, главной из которых стало пожалование его детям дворянства. Одно время Г.И. Щепочкин был совладельцем здешних парусно-полотняной фабрики и бумажной мануфактуры, компаньоном же его выступал А.А. Гончаров, прадед супруги А.С. Пушкина.
Что касается вышеупомянутой А.Г. Щепочкиной, то свой новопостроенный московский особняк она изначально предназначала для сдачи внаём.
Так, в 1821–1822 годах здесь снимал квартиру князь П.А. Вяземский, поэт и близкий пушкинский друг.
Но впоследствии дом переходит во владение Н.А. Львова, внука двух значительных личностей отечественной истории и культуры (адмирала, одного из организаторов Черноморского флота, первого морского министра графа Н.С. Мордвинова и его полного тёзки архитектора, поэта, музыканта, театрального деятеля Екатерининской эпохи Н.А. Львова) и страстного поклонника творчества Пушкина.
С разрешения городских властей Львов на свои деньги разбил в 1871 году рядом с домом небольшой уютный скверик, назвав его Общественным Пушкинским садом. Скверик дожил до наших дней, являясь одним из немногих зелёных оазисов в центре города. И, по сути дела, Спасопесковский переулок в этом месте не виден: он как бы растворяется в столь же компактной и уютной площади с аналогичным названием.
Н.А. Львов прожил тут около сорока лет, а после его кончины особняк числится за некой Шориной. При ней в 1884 году домовладение приобрело более импозантный вид – архитектором В.Н. Гавриловым был расширен и оформлен в стиле главного дома – эклектика с преобладанием классицизма – флигель.
В это время в особняке арендует для себя комнаты Сергей Петрович Тургенев – двоюродный брат известного писателя, весьма богатый человек. Будучи старостой храма Спаса на Песках, он вкладывал немалые средства на его благоустройство и поддержание. И.С. Тургенев часто навещал своего родственника и благодаря ему приобрёл у В.Д. Поленова авторское повторение первого варианта «Московского дворика». Это полотно висело в кабинете писателя в предместье Парижа Буживале до последних его дней, напоминая о России и Москве.
Ещё через 25 лет дом и участок записываются на имя жены коллежского советника Е.И. Кальяновой. К зданию подводится канализация, а во дворе появляются две новые пристройки. В 1916 году, создавая единую композицию, их соединили с главным зданием усадьбы переходами.
А после революционных событий старинный особняк подвергся традиционному «уплотнению» и заселению во вновь организованные коммуналки. Впрочем, уже в 1920-х годах сюда въехали издательство ЦСУ и редакция журнала «Вестник статистики». Здесь же была квартира видного экономиста В.С. Немчинова.
Наконец, в 1961-м здание передаётся в хозяйственное ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (сейчас – ГлавУпДК при МИД России). С 1963 года тут располагалось посольство Сомали, а с 1998‑го – резиденция посла Королевства Испания.
Реконструкция конца 1990-х годов возвратила фасаду аутентичный облик начала XIX века, но внутренняя планировка и интерьеры за предшествующие годы серьёзно пострадали. Поэтому вторым этапом по уцелевшим фрагментам были воссозданы интерьеры позапрошлого века, и сюда тоже вернулся пышный и вместе с тем уютно-камерный дух ампирной Москвы.
В 2021 году ГлавУпДК завершило ремонтно- реставрационные работы в соседнем флигеле.
За минувшее время здание это неоднократно перестраивалось, что, разумеется, не могло положительно сказаться на его конструктивных особенностях. И специалисты ГлавУпДК уже в начальной фазе работ поняли, с какими масштабными трудностями придётся им столкнуться.
Так, в совершенно критическом состоянии находились каркас обшивки фасадов и белокаменный цоколь.
В первом случае вскрылись многочисленные слои различных периодов: участки штукатурки по металлической сетке, фрагменты дранки и войлока, причём здесь явно присутствовали поражения гнилью и жуками-древоточцами. Поэтому по всему срубу были осуществлены переборка и протезирование, а также огнебиозащитная обработка, что в дальнейшем позволит обезопасить здание от нового появления насекомых. После этого по аутентичной технологии наложили поверх дранки и войлока новый слой известково-гипсовой штукатурки.
Большое внимание было уделено и цоколю: убрали позднейшую бетонную облицовку, вычинили кирпичную кладку основания, осуществили полную расчистку и протезирование низа стоек фасада. Также устроили продухи в подполье, что обеспечило полноценный воздухообмен под зданием. После завершения работ цоколь был облицован гранитом, идентичным главному дому усадьбы.
Следующим шагом было возвращение на фасад профилированных тяг наличников, сандриков, карнизов, подоконных полок и других элементов декора, укрепление гипсовых деталей.
А вот чтобы воссоздать живописное убранство здания – световой фонарь, декоративные дымники, металлическое ограждение кровли, – пришлось обратиться к архивным фотографиям. Отсюда же воспроизведена и входная группа с чугунным козырьком, исполненная в духе рубежа XIX–XX веков.
Что же касаемо колористического решения фасадов, то его подбирали по результатам технологического исследования сохранившихся красочных слоёв.
Специалисты ГлавУпДК выполняли работы по этому объекту культурного наследия с необычайно трепетным отношением, для чего использовали технологии и материалы, схожие с теми, что применялись при строительстве здания, хотя и вкладывали сюда весь современный опыт.
Таким образом, уникальному сооружению была фактически сохранена жизнь, и оно вновь вернулось в полноценный историко-архитектурный контекст нашей столицы.