Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 августа 2024 г.
  4. № 31 (6945) (07.08.2024)
Интервью

В пространстве знаков

Если раньше герой был фактурен, то теперь он безлик

08 августа 2024

О будущем печатных изданий и о том, как поменялся образ героя в современной литературе, размышляет Михаил Стригин (на фото).

– Поделитесь своими взглядами на образ героя в современной литературе. Согласны ли вы с этим образом?

– За последние пару лет я прочитал не так много современных романов, среди них – произведения Алексея Сальникова и Гузели Яхиной. Вместе с этим я заполнял пробелы и читал Драйзера и Сенкевича. Мне представляется, что произошла инверсия героя: если раньше герой был фактурен и побуждал к подражанию, то теперь он безлик. Он как бы смешался с массой и обладает общей с ней температурой. Отсутствует тот градиент, который, вызывает направленное движение читателей. Теперь есть гомогенное, тёплое состояние – болото. Но в болоте тоже есть жизнь, и она не лучше и не хуже, чем жизнь в гейзере. Закончу эту мысль цитатой из моей рецензии на роман Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него»:

«…через весь роман сквозит любовь, та самая простая, замызганная, христианская любовь, которой мы все жаждем, как чего-то тёплого и умиротворяющего. Возможно, не нужно учить мир, каким ему быть, горячим или холодным. Он уже на своём веку навидался горячих революций. Возможно, тёплая любовь, свободная от нравоучений, – это то, что ему необходимо».

– Как вы относитесь к тому, что электронные книги выходят в лидеры продаж? Вас беспокоит будущее печатных изданий?

– Мне как эволюционисту это не доставляет какого-то беспокойства. Несмотря на то что я сам предпочитаю читать «бумагу», я понимаю, что знакам уже много сотен тысяч лет, а бумажному носителю – несколько тысяч. И человечество как-то обходилось без традиционных книг. Поэтому будущее само определит их необходимость.

– Заметили ли вы увеличение интереса к современной литературе в России – как со стороны государства, так и со стороны читателей?

– Смотря что подразумевать под современной литературой. Творения блогеров тоже когда-нибудь могут назвать литературой нашего времени. Если так, ответ положительный. Если я в детстве тратил своё время на строительство шалашей в лесу, то современные дети это делают гораздо быстрее в виртуальном пространстве – в пространстве знаков. И это тоже может оказаться современной литературой. Язык – это мощная река, которую определяют берега, закладываемые популярными людьми: писателями, блогерами, политиками, но и она сама меняет береговую зону, когда люди активно обмениваются мемами в сетях.

Беседу вела

Валерия Богданова


«ЛГ»-ДОСЬЕ

Михаил Стригин – литературный критик, поэт, прозаик, философ, кандидат физико-математических наук. Член Российского союза писателей. Автор книг «Шествие с ума», «Чужак». Произведения публиковались в журналах «Нева», «Нижний Новгород», «День и ночь», «Бельские просторы» и др. 

Один на один

Михаил Стригин

* * *

Шесть мнимых рубежей, три измеренья,

За стенами скрывается стена,

За полом новый пол как продолженье

Той перспективы, что обновлена

Была вчера. Я думал, что покинул

Привычный фон, привычный шорох дел.

И потолок – мой вечный страстный стимул –

Упорно я собой пробить хотел,

И выйти в безграничное пространство,

Где невесомость лёгких облаков,

Дымок трубы и нет у чаек чванства

От высоты над сценой дураков.

Но там другие, пусть и легче, стены

И комнаты просторней кирпича,

И вязнешь, словно клоп, в небесной пене,

Пытаясь закрепиться сгоряча.

Там много больше измерений тонких,

И сложно верх от низа отличать,

И кажется, что брошен на задворки…

Становится бесцветнее печать,

Юродивых и странных различая,

В бреду скрывая Ливингстонов-чаек.


* * *

В старейшем баре Лиссабона

Теряется надменный дух.

И день, шагающий проворно,

Здесь незаметен после двух.


Пузырист гомон человечий,

Несёт ракушки, как прибой.

Твои я различаю плечи

Сквозь одиночество с тобой.


Молчи, не порти атмосферы,

Её таинственной игры.

У наслажденья нету меры,

Безумны все его миры.


Эй, бармен, капельку налей нам,

Чтоб я не видел больше дна,

Мне плотного, как ночь, портвейна!

И ей коварного вина!


И я забудусь в горьких чарах

Твоих влекущих бездной глаз,

Колодезно-пустынно старых,

Без макияженных прикрас.


Здесь, в темноте твоей улыбки,

Под хохот устриц и людей,

Вдруг пробежит чертёнок зыбкий

И украдёт любовь, злодей.


* * *

Мама, слышишь, пожалуйста не умирай!

Слышишь, слышишь, я знаю, ты слышишь!

Ощущаю, как в детстве, безудержный край,

Вдоль которого лезу по крыше.


Не хочу оставаться один на один

С тем, что здесь называется Богом.

И отстойником кажется наш карантин

Перед долгим назойливым сроком.


Ты собой закрываешь слепое окно,

Чтобы правда не вскрылась до срока.

Подойти к перекрестью пока не дано

И увидеть обличие рока.


Непонятно, как можно без мамы латать

Эту жизнь, повреждённую прахом.

Непонятно, как ночью без крыльев летать,

Рукава завязавши рубахи.


Я как будто открыл ослепительный люк,

Позабыв про рюкзак парашюта.

И снаружи доносится тянущий стук:

Полетели! Не трусь. Будет круто.

Тэги: Литература
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Век Анатолия Алексина

    07.08.2024
  • «ЗОЛОТОЕ ЗВЕНО-2023»

    25.09.2023
  • Часть страны, часть культуры

    26.07.2023
  • Часть страны, часть культуры

  • «ЗОЛОТОЕ ЗВЕНО-2023»

  • Век Анатолия Алексина

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS