Театральный круг, № 1–2, 2009. Ярославль
Театральная традиция обзаводиться собственными периодическими изданиями имеет у нас старые и крепкие корни. Можно вспомнить о выходившем на протяжении почти четверти века солиднейшем, являющемся важнейшим театроведческим источником «Ежегоднике Императорских театров». А можно – о «журнале доктора Дапертутто», именовавшемся «Любовь к трём апельсинам» и являвшемся органом экспериментальной студии Вс. Мейерхольда: за три года существования свет увидело лишь 9 томов-выпусков, однако значение их для истории российской сцены, отечественного искусствознания ничуть не меньшее.
Сегодня свои органы печати имеют не сказать чтобы многие, но некоторые российские театры – как столичные, так и провинциальные. И это особое направление сценической деятельности (движимое, вероятно, с одной стороны, стремлением театра говорить со зрителем словом не только звучащим, но и написанным, а с другой – понятным желанием служителей самого эвфемерного из искусств оставить свой вещный след) не может не радовать. Поскольку журнал, или газета, или альманах, издаваемый театром «вслух про себя», может быть каким угодно – наивным, немного смешным, не вполне профессиональным… Но он по определению не способен быть бессмысленным, пошлым, бескультурным, бульварным – причём даже в тех случаях, когда сам учредитель устойчиво стремится к бульварности – то бишь обладать главными отличительными признаками современного пресс-процесса.
«Театральный круг», первый, сдвоенный номер которого на днях увидел свет на родине русского профессионального театра, пока не назовёшь идеальным журналом о драме и сцене. Однако пилотный выпуск даёт все основания предполагать, что в этой специфической нише появился, как теперь принято выражаться, новый, серьёзный и перспективный игрок. Порукой тому несколько очевидных обстоятельств.
И то, что этот издательский проект Российского академического театра имени Фёдора Волкова запущен в рамках широкой программы возрождения волковских подмостков, затеянный в прошлом году новым здешним директором Борисом Мездричем и его командой, где первую скрипку играет с недавних пор новоназначенный главный режиссёр Сергей Пускепалис.
И то, что журнал вчистую искупает некоторые простительные огрехи первого блина теми «пятью пудами любви» – к театру, его людям, зрителям, к местным великим традициям, наконец, которыми он органично, абсолютно нефальшиво дышит. «Любовь нечаянно нагрянет» – называется открывающая номер «установочная» статья-манифест главного редактора Елены Медведской. В этом словосочетании словно бы запечатлелись тот прекрасный порыв, та трепетность, та искренность и открытость, что служат при начале некоего творческого дела значительно более важную службу, нежели упёртость, въедливость, надувание щёк.
На 160 страницах, конечно же, масса информации – об отчётном сезоне, о планах на ближайшее будущее. Много интересных, важных слов «от первого лица» – говорят и директор, и главный, и артисты – как ведущие, так и молодые. Ряд замечательных мемуарно-исторических материалов, написанных признанным Нестором Ярославля театрального Маргаритой Ваняшовой.
А ещё «Театральный круг», что называется, приятно взять в руки: вёрстка, дизайн, полиграфия – всё это выполнено на высоком, прямо-таки «европейском уровне». Что немудрено, если взглянуть на выходные данные: за дизайн и макет-проект журнала отвечал не кто-нибудь, а Василий Валериус, лауреат многих международных конкурсов книжного искусства.
К оформлению можно предъявить лишь одну претензию. На обложке номера изображён Фамусов (из последней по времени крайне любопытной и неожиданной премьеры волковцев – «Горе от ума» в постановке Игоря Селина, о которой нам, надеемся, удастся поговорить отдельно).
А надо было бы ставить Чацкого.