Стал известен короткий список всероссийского литературного конкурса «Класс!» для школьников 8–11-х классов. О произведениях финалистов и промежуточных итогах конкурса рассказывает координатор проекта – писатель, филолог, литературный критик и педагог Майя Кучерская.
– Майя Александровна, что вы можете сказать о текстах 30 финалистов? Наметились ли какие-то тенденции? Что вас больше всего порадовало, огорчило, впечатлило?
– Это талантливые тексты свободных людей. Детей! Открытых самым разным жанрам – психологической прозе, фантастике, готике, анималистике. В этих рассказах кофе и молоко ведут дружелюбную беседу, лягушки делают важные физиологические открытия, коты с лёгкостью манипулируют хозяевами. Выразительный язык, неожиданные концовки. Много юмора, шуток. Но не только. Один мальчик сочиняет рэп, другой помогает измениться собственному отцу, две девочки прощают папу за то, что он создал другую семью. Видеоблогерство, веганство, экологические катастрофы – здесь звучат и современные вопросы, но и вечные тоже, причём самые острые – болезни, безумие, потери. А по-настоящему порадовало меня то, что почти все авторы с любопытством и сочувствием вглядываются не столько в себя, сколько в мир вокруг. Бабушка с деменцией, мальчик с уродливым лицом, старик-сосед, слушающий джаз, странный жук на даче – все достойны доверия и любви. Это ощущение пронизывает многие истории, и оно мне показалось особенно ценным.
– Учитывая то, что конкурс проводится впервые, как вы оцениваете организацию первых этапов?
– Мы старались. Придумали общероссийский конкурс, которого никогда не было прежде. Пригласили в жюри лучших современных писателей. Записали в их исполнении очень полезный для начинающих авторов видеокурс «Как писать рассказ?». Он выложен на нашем сайте konkurs-klass.ru. Экспертные комитеты в пяти регионах отобрали по-настоящему сильные работы. В начале июня тридцать наших финалистов приедут в Москву и пообщаются с Эдуардом Веркиным, Ольгой Славниковой, Мариной Степновой, Олегом Швецом, очень надеюсь, и с Дмитрием Быковым (дай бог ему выздороветь поскорее!), на занятиях по литературному мастерству.
– Всё ли получилось так, как планировалось?
– В будущем хотелось бы, конечно, большей отзывчивости школ в регионах. Далеко не все приняли участие в конкурсе, и не потому, что не знали о нём. Организатор конкурса, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, при поддержке Министерства просвещения, оповестило, и не раз, все города-участники. Понимаю, наши учителя перегружены, заниматься конкурсом многим трудно, но речь ведь идёт о повышении уровня письменной и читательской культуры наших детей, а затем и современной русской литературы. Дети, которые сегодня написали такие тонкие, нетривиальные рассказы, завтра будут сочинять романы, получать «Лицей», «Большую книгу», а там, глядишь, и Нобелевскую премию. Но не только в премиях дело, а в том, что когда страну наполняют творческие, талантливые и добрые люди, в ней иначе дышится.
– Что дальше? По какому принципу школьников поделят на команды? И как будут определяться лауреаты?
– Наши финалисты приедут в столицу, мы разобьём их на группы, так, чтобы в каждой группе были ребята из разных городов, потом по результатам мастер-классов выберем пять лауреатов. У нас ведь пять лауреатов, это прозрачный намёк на то, что в ранней юности гении все, ну, или почти все.