В России официально зарегистрированы безработными уже 7,1 миллиона человек. В сравнении с аналогичным периодом 2008 года увеличение численности безработных составило 34,4 процента. Это 9,5 процента экономически активного населения. Во всех регионах растёт задолженность работникам по зарплате…
У нас повсеместно производственные корпуса проданы крупным торговым сетям или этажами сданы в аренду торговому и сервисному бизнесу. Все торгуют – кризис нипочём, только цены накручивают. Как матрёшки, выскакивают друг из друга фирмочки, дублирующие друг друга услугами и ценами. Эксплуатация наёмного труда при кризисе даёт шанс для новых ценовых манипуляций. Отсутствие у работодателей деловой культуры, их алчность сделали именно эксплуатацию базовым элементом конкуренции в российском малом и среднем бизнесе. И никакие государственные упования на спасительную конкуренцию пока не дают результата.
А между тем в законах о труде ряда европейских стран появилась статья об ограничении конкуренции. В ней говорится о том, что работодатель с работником может заключить письменное соглашение об ограничении профессиональной деятельности работника после прекращения трудового договора, за что последний в течение двух лет ежемесячно будет получать вознаграждение.
То есть работник обязуется не копировать бизнес, не использовать приобретённые у работодателя навыки и знания для создания ему конкуренции. Почему страны Евросоюза ввели такую норму? Да потому, что она позволяет ограничивать недобросовестную конкуренцию, а следовательно, и эксплуатацию наёмного труда – базовый элемент конкуренции. То есть они не считают, что ради конкуренции всё дозволено.
У нас согласно Закону о труде все граждане имеют право на труд, на справедливую оплату, на безопасные и здоровые условия труда. Но все ли подписывают контракты, где указаны утверждённые в законодательном порядке условия и сроки оплаты труда, еженедельная занятость и продолжительность оплачиваемого отпуска? Соблюдаются ли эти условия и сроки? Только за один месяц в гипермаркете строительных или продуктовых сетей сменяется до 400 человек персонала! Человек в одном лице и продавец, и фасовщик, и грузчик, а платят ему ученические. Срок по КЗОТу прошёл – вон! И опять нанимают новичка – и опять на ученические! Из этой «экономии» на оплате труда безропотной молодёжи и женщин и складываются показатели «конкурентоспособности».
А условия безопасности на рабочем месте? Специалисты по техническому надзору у нас вычеркнуты из употребления в 1990-е. Требования по безопасности труда и охране здоровья работающих в Законе о труде зафиксированы. Но кто следит за их выполнением? Разве что в редких крупных компаниях. Хозяева среднего и малого бизнеса на это не тратятся.
А вот в европейских трудовых законах действует непреложное требование: «Проверка рабочих мест и определение факторов риска в рабочей среде». Ежегодно каждый работодатель обязан произвести оценку рисков и представить отчёт. В СССР за безопасностью рабочих мест следила Госинспекция по труду. А сегодня за всех отдувается МЧС. Хирурги не успевают пришивать пальцы и кисти рук – столь велик травматизм в лесозаготовке и деревообработке, в наиболее развитых сегодня производственных отраслях.
В октябре прошлого года Министерство здравоохранения и соцразвития приняло новую систему налоговых вычетов для тех, кто игнорирует трудовые законы, и систему преференций для заботящихся о безопасности рабочих мест. Но применение её, судя по всему, откладывается ввиду экономического кризиса.
Эксплуатацию наёмных работников усугубляет и глубокий кризис на рынке труда, вызванный отрицательной демографией, разрушением системы среднего профобразования, непрестижностью рабочих профессий. В малых городах «наёмников» нещадно эксплуатируют, в больших кое-где за них ещё борются. Иностранные владельцы компаний, например, предвидя возможную перекупку своего персонала, усиливают соцпакет или прибавляют денежное довольствие. В других, редких случаях, как это было в Новгородской и Ленинградской областях («Мадок» и «Форд»), рабочие сами выставляют требования и бастуют. Но на это способны лишь немногие, те, кому хорошо известно о международном забастовочном движении.
Наёмный работник является центральной фигурой экономики России. Да и в развитых европейских странах работодатели составляют в среднем лишь 8—16 процентов от трудоспособного населения. Хорошо, если нынешний кризис сместит ценностные ориентиры. И образованный, ответственный работник станет всё же базовым элементом конкуренции, которая не будет строиться на его нещадной эксплуатации.