С первых месяцев после вторжения гитлеровцев в СССР советские драматурги создавали пьесы, а режиссёры ставили спектакли, далёкие от лакировки драматического положения в стране, – «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова. Давно ждём от театра понимания и осмысления важнейшей для нас темы СВО, и вот – наконец…
На экспериментальной сцене Театра Российской армии прошла премьера спектакля, соединившего две пьесы под общим названием «Серая зона». Представим авторов. Это Ольга Манько из Севастополя. Она, помогая беженцам с Донбасса, слушая их рассказы о пережитом в «серой зоне», нашла свою героиню – Анну К. Автор второй пьесы – Светлана Тишкина, поэт с Луганщины, мать защитника ЛНР.
Действо происходит в декорациях подвала: кровати, стулья, стол. В полутьме, по задумке режиссёра Юлии Шульевой, атмосферу войны создают парни в камуфляже, меняя декорации. Иногда за сценой ухают взрывы. Но вот мы видим страдающее лицо и слушаем монолог, и как будто не актриса Инна Серпокрыл, выросшая на Донбассе, а настоящая Анна К., которая рассказывает, как она привыкала к бомбёжкам, разрушениям, смертям. Как похоронила в одной воронке отца и мать. Подобрала брошенную кошку. Подвал, Мурка и – безысходность. Но вдруг радость – идут на помощь свои. И получена весточка от взрослой дочки – обещает забрать в Донецк.
Её монолог-прощание с домом, с садом заставляет на миг вспомнить чеховскую Раневскую. Та тоже прощалась с вишнёвым садом, а брат – с «многоуважаемым шкафом». У Чехова на вырученные деньги собирались уехать за границу. Анна К. уходит с чемоданчиком личных вещей…
Действие пьесы Тишкиной происходит в дни боёв за Лисичанск. В тех же декорациях подвала – мальчик Рома (актриса Мария Швыдко) и его мама (Анна Киреева). Отец, как отвечала мама на вопросы сына, служил в ВСУ и, наверное, погиб. «Я украинец! – твердит Рома матери. – Значит, меня убьют русские. Или я их убью!»
В сыром подвале Рома серьёзно простыл, и мама приводит военного с санитарной сумкой (Илья Артамонов). Медик – русский! Как только он, взяв шприц для укола, оставляет автомат, Рома хватает его и направляет на врага… А тот: «Ты не взвёл затвор, выстрелить не сможешь. Отдай оружие…» Мама Ромы шёпотом, чтоб не слышал сын, просит узнать что-нибудь об отце Ромы. Оказывается, она скрывает от сына, что его отец воюет на стороне ЛНР.
И вот в подвале появляются двое – уже раненый военврач и буквально волочащий его на себе другой человек с лицом закалённого воина (артист Юрий Сазонов). Но ещё не время открывать сыну правду, и неизвестно, пройдёт ли эта ложь бесследно для её сына, для судеб многих других, живущих в «серой зоне» и по её обеим сторонам. Хватит ли души и ума для понимания сути происходящего? «В любых самых невыносимых условиях нужно оставаться человеком, не дать себе превратиться в зверьё!» – пожалуй, главные слова героини пьесы «Серая зона»…