Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2023 г.
Общество

В «Серой зоне»

В Театре Российской армии – спектакль о событиях на Донбассе

25 мая 2023

С первых месяцев после вторжения гитлеровцев в СССР советские драматурги создавали пьесы, а режиссёры ставили спектакли, далёкие от лакировки драматического положения в стране, – «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова. Давно ждём от театра понимания и осмысления важнейшей для нас темы СВО, и вот – наконец…

На экспериментальной сцене Театра Российской армии прошла премьера спектакля, соединившего две пьесы под общим названием «Серая зона». Представим авторов. Это Ольга Манько из Севастополя. Она, помогая беженцам с Донбасса, слушая их рассказы о пережитом в «серой зоне», нашла свою героиню – Анну К. Автор второй пьесы – Светлана Тишкина, поэт с Луганщины, мать защитника ЛНР.

Действо происходит в декорациях подвала: кровати, стулья, стол. В полутьме, по задумке режиссёра Юлии Шульевой, атмосферу войны создают парни в камуфляже, меняя декорации. Иногда за сценой ухают взрывы. Но вот мы видим страдающее лицо и слушаем монолог, и как будто не актриса Инна Серпокрыл, выросшая на Донбассе, а настоящая Анна К., которая рассказывает, как она привыкала к бомбёжкам, разрушениям, смертям. Как похоронила в одной воронке отца и мать. Подобрала брошенную кошку. Подвал, Мурка и – безысходность. Но вдруг радость – идут на помощь свои. И получена весточка от взрослой дочки – обещает забрать в Донецк.

Её монолог-прощание с домом, с садом заставляет на миг вспомнить чеховскую Раневскую. Та тоже прощалась с вишнёвым садом, а брат – с «многоуважаемым шкафом». У Чехова на вырученные деньги собирались уехать за границу. Анна К. уходит с чемоданчиком личных вещей…

Действие пьесы Тишкиной происходит в дни боёв за Лисичанск. В тех же декорациях подвала – мальчик Рома (актриса Мария Швыдко) и его мама (Анна Киреева). Отец, как отвечала мама на вопросы сына, служил в ВСУ и, наверное, погиб. «Я украинец! – твердит Рома матери. – Значит, меня убьют русские. Или я их убью!»

В сыром подвале Рома серьёзно простыл, и мама приводит военного с санитарной сумкой (Илья Артамонов). Медик – русский! Как только он, взяв шприц для укола, оставляет автомат, Рома хватает его и направляет на врага… А тот: «Ты не взвёл затвор, выстрелить не сможешь. Отдай оружие…» Мама Ромы шёпотом, чтоб не слышал сын, просит узнать что-нибудь об отце Ромы. Оказывается, она скрывает от сына, что его отец воюет на стороне ЛНР.

И вот в подвале появляются двое – уже раненый военврач и буквально волочащий его на себе другой человек с лицом закалённого воина (артист Юрий Сазонов). Но ещё не время открывать сыну правду, и неизвестно, пройдёт ли эта ложь бесследно для её сына, для судеб многих других, живущих в «серой зоне» и по её обеим сторонам. Хватит ли души и ума для понимания сути происходящего? «В любых самых невыносимых условиях нужно оставаться человеком, не дать себе превратиться в зверьё!» – пожалуй, главные слова героини пьесы «Серая зона»…

Тэги: Спектакль Театр Российской армии
Обсудить в группе Telegram

Людмила Жукова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Чистый экстракт

    18.12.2024
  • Единство и борьба

    03.10.2024
  • Вне условностей

    25.09.2024
  • Кто здесь «Холопы»?

    28.05.2024
  • На «Поезде жизни» - к новой, счастливой реальности

    27.05.2024
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
  • «Смертельный джаз» в МДК Арбат

    78 голосов
  • Смердяковщина

    43 голосов
  • Благородство и дерзновение

    40 голосов
  • Кто следующий?

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS