Только ленивый не ругает российское образование – от школьного до высшего. Ещё недавно сама удивлялась его несовершенствам. Но вот по Сети разошлась картинка, изображающая индийских школьников. Смысл такой: у нас лишь собираются обеспечить всех учеников горячим питанием, а в бедной Индии это давно сделано. Ещё одна шпилька в отношении России. И уж тут возмутилась я. Те, кто вывесил картинку индийской школы, знают ли о ней? Да, там кормят ребят обедом, но часто образовательные услуги этим исчерпываются.
Бюджет семьи важнее парты
После обретения Индией независимости там по примеру СССР начали создавать массовую государственную школу. В итоге она и стала таковой. Здания школ в шаговой доступности, дети охвачены бесплатным 12-летним образованием. Но ходят в школу далеко не все. При этом работа учителя – престижная, неплохо оплачиваемая: порядка 40 000 рупий в месяц. Рупия – фактически наш 1 руб., но по покупательной способности – гораздо выше. К тому же учитель – госслужащий, уволить его трудно. И попасть в учителя нелегко – процветает коррупция, вернее, непотизм – устройство «своих». Проверки их профзнаний и умений часто формальны. Склонность директоров «порадеть родному человечку» нередко приводит к тому, что учителя совмещают работу в четырёх-пяти школах.
Можно представить качество обучения! При этом многие семьи живут на грани нищеты, и ребёнок важнее как работник, способный внести в семейный бюджет пару рупий (почти как в дореволюционной России, когда крестьяне порой не пускали детей в школу, не понимая, зачем это нужно).
Большая часть детей Индии не доучивается и не сдаёт выпускные экзамены. Особенно девочки. Им лет в четырнадцать уже не до уроков: дома дела, да и замуж скоро.
Каковы результаты? По статистике, 74% индийцев грамотны. Это значит, что человек может написать своё имя. А 26% не могут и этого, примерно 300 млн человек – две России – фактически неграмотных. Цифра близка численности членов низших каст – далитов, адиваси и т.д., во многом изъятых из экономической жизни. Это и обитатели трущоб.
У нас принято ругать систему образования за то, что навязывает стандарты во всём, не оставляя простора для творчества – учительского и ученического. Мол, Минпрос выкатывает всё новые жёсткие требования, бюрократы стараются, чтобы от Сахалина до Калининграда изучали плюс-минус одно и то же. Но так ли это плохо?
В Индии – никакой стандартизации, сплошь творчество: учи чему хочешь! Даже язык преподавания не оговорен. Традиция осталась с колониальных времён. Как в России система образования закладывалась при царях, так и тут несёт на себе отпечаток былого. С конца XIX века британцы постепенно передавали бразды правления страной индийцам, освобождаясь от лишних хлопот. Оставляли важное с точки зрения прибыли, отдавали – второстепенное. Образование им и оказалось. В Индии теперь вопросы программ, экзаменов, способов их проведения, перечень изучаемых предметов определяются на уровне штатов и муниципалитетов, что и порождает хаос. Он обостряется многонациональностью и много- конфессиональностью. В стране говорят на пяти сотнях языков, одних только официальных, на которых ведут дела правительства штатов – двадцать два.
Ставка на смышлёных
Для простого человека образование – главный социальный лифт. Я не раз слышала в Индии, что неплохо обучают в России. Но считается, что везёт тем, кто поехал в США – учиться или работать. Америка – притягательное место для индийца с амбициями. Впрочем, успешных выходцев из Индии много повсюду. Но чтобы вступить на путь побед, государственной школы мало.
Выход – в частных. Они на любой вкус и кошелёк. От дорогих, за тысячи рупий, до дешёвых – порядка 200–700 рублей в месяц (если в наших деньгах). Частные школы сами определяют, чему и как учить. Я сама поработала учителем английского в Мумбае и Насике. Сначала обучала по учебнику. Но потом решила иногда пользоваться свободой и кроме прочих отступлений стала показывать ребятишкам карту мира, разъясняя, где какие государства, континенты – их представления в географии и страноведении весьма скудны. Мало что знают и о России. По окончании работы ученики сделали мне подарок к дню рождения – что-то вроде стенгазеты.
Обычная стратегия семей в отношении образования такая. В частные отдают одного, максимум двух детей, остальных – в государственную с горячими обедами. В частную идёт самый смышлёный. Семьи-то большие, сплочённые: пробьётся один – вытянет остальных.
На рейсе Маскат – Мумбаи познакомилась с женщиной по имени Премика. Она родилась в деревне под Насиком и из семи братьев-сестёр единственная окончила платную школу. Потом в университете выучилась на юриста. Сейчас живёт с мужем и детьми в Дубае, работает в престижной фирме. Она уверена, что её благополучие основано на образовании.
Золотой век – в прошлом!
Гуманитарное образование, особенно историческое, очень идеологизировано. В Индии история – «политика, опрокинутая в прошлое». Такой подход освящён авторитетом Джавахарлала Неру, первого премьер-министра
Индии. Он говорил, что история нужна для целей политической борьбы. Вспоминается, кстати, пассаж из книги «1984» Дж. Оруэлла. «Кто контролирует прошлое, – гласил партийный лозунг, – контролирует будущее».
На выборах в правительства штатов часто побеждают местные националисты. И тут же влезают в систему образования. Могут даже указать переписать... учебник истории. Прежде всего разделы о древних временах. В культуре тут вообще сильна опора на древность. Мы обычно верим в прогресс, в нашем сознании золотой век находится в будущем – не важно, коммунизм ли это или тотальная цифровизация. Индийцы же верят: золотой век уже был. И тут не до шуток.
В городе Пуне есть центр востоковедения, занимается древней историей. И регулярно подвергается погромам. Причина? Например, такая: прошёл слух, что выпустили книгу, оскорбляющую чувства верующих. И тут же без разбору – протест. Профессия историка не пыльно-архивная, а очень боевая и нередко опасная. Особенно у историка древности.
«Грамотный гораздо хуже»
Индийцев много, в восемь раз больше, чем нас, – большой трудовой ресурс. Но тут нацелены на небольшое число очень хорошо образованных, а остальные – как получится. Сходную позицию занимала и британская колониальная администрация.
Эта мысль, не очень разделяемая у нас сегодня, обсуждалась в России во времена Льва Толстого, например в романе «Анна Каренина». Вот отрывок из беседы Константина Левина (которого принято считать альтер эго Толстого) с братом-философом: «– Зачем школы? – Что ты говоришь? Разве может быть сомнение в пользе образования? Если оно хорошо для тебя, то и для всякого... Потом грамотный мужик, работник тебе же нужнее и дороже. – Нет, у кого хочешь спроси, – решительно отвечал Константин Левин, – грамотный как работник гораздо хуже».
Перед глазами индийского руководства есть пример соседней Шри-Ланки (Цейлон). В XIX веке англичане выбрали её как витрину колониализма. Ныне там уровень охвата молодёжи высшим образованием почти как в Европе, а процветания нет. Более того, Шри-Ланка – поставщик кадров в ИГИЛ (запрещённая в РФ организация). И большинство безработных – с дипломами. По опыту Египта, Ирана, Ирака замечено: «больно умные» становятся оплотом антиправительственных выступлений. Вот и в Индии обеспокоены, чтобы рост числа «умников» не привёл к социальному взрыву.
Напрашивается вопрос: откуда же взялись индийские программисты, работающие на ведущие IT-компании? По истории происхождения это инженеры, подготовленные для масштабной индустриализации Индии по лекалам и часто с помощью СССР. Не находя применения в промышленности, они искали себя, меняли профессии. Это стало в итоге уроком для властей Индии. Видимо, решили: если сумма специалистов превышает потребности, может появиться много недовольных – протестный потенциал.
Индия этого не хочет. И плохонькое, по нашим меркам, массовое образование, весьма вероятно, является дополнительной защитой от социального взрыва. Но страна развивается, стремительно выбиваясь в третьи державы мира по валовому продукту. И если не знать подробностей повседневной жизни индийцев, системы образования, менталитета, может возникнуть ложное представление о достижениях этой страны и даже комплексы в отношении собственной.
ФАКТ
Ду ю спик инглиш?
Как я уже отметила, языковая ситуация в Индии специфична. Два государственных – хинди и английский. Много местных, региональных. Образованный высококастовый индиец обычно трёхъязычен: знает хинди, английский и региональный языки. Для моих друзей в Мумбае и Насике это маратхи. Все три языка знают почти на уровне родного. Английский для молодёжи – язык успеха, карьеры, международных перспектив. Хинди ощущается простонародным.