В стороне от Никитского бульвара причудливым узлом сплелись четыре Кисловских переулка – Большой, Средний, Малый и Нижний.
По одной из версий, название пошло от находившейся здесь в XVI–XVII вв. Кисловской слободы, жители которой – кислошники – квасили капусту и засаливали овощи, в том числе и для царского двора. По другой версии, в слободе жили кружевных дел мастера, ткачи и вышивальщицы, и своё название Кисловка получила от прозвища одного из местных обитателей. А в XIX–XX вв. здесь жили, работали и учились представители творческих профессий: писатели, художники, артисты, музыканты, композиторы.
В Большом Кисловском, дом № 1, жил в 1881–1882 гг. писатель Д. Мамин-Сибиряк, в то время он работал над романом «Приваловские миллионы».
А в доме № 3 в 1830–1840-х гг. проживал Александр Вельтман, позабытый ныне литератор, творческий путь которого в русской литературе направлялся, образно говоря, против общего течения. К Вельтману на «четверги» захаживали В.Белинский, А.Герцен, И.Забелин, В.Даль, Ф.Кони, М.Погодин.
«Ты – поэт, а жена твоя – воплощённая поэзия», – сказал Вельтман А. Пушкину после знакомства с Н. Гончаровой. А первая встреча Пушкина и Вельтмана произошла ещё в начале 1820-х гг. в Бессарабии. Вельтман подарил ему роман «Странник», в котором описал свои бессарабские путешествия. Отправляя книгу, Вельтман отметил, что из неё «нельзя узнать, блуждал я или блудил…». Пушкин хотел написать рецензию на «Странника», но не смог и был недоволен отзывом о романе в «Литературной газете». С 1842 г. А.Вельтман состоял на службе в Оружейной палате Московского Кремля, а в 1852 г. стал её директором.
В доме № 4 в 1838 г. жил будущий драматург А. Сухово-Кобылин, в том году он окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета.
В начале прошлого века на Кисловке частенько гостил поэт Владислав Ходасевич. Вот как писала об этих встречах жившая здесь его племянница Валентина Ходасевич – известная театральная художница: «Моё отношение к Владе (Владислав Ходасевич, младший брат отца, старше меня на восемь с половиной лет) было совершенно особенным. Он так мал ростом, что бабушка вздыхает – уж не карлик ли? А для меня – любимый и закадычный друг, хотя строг и бывает жестоким. Владя жил у своих родителей, но ежедневно бывал у нас и всё свободное от гимназии время проводил со мной. Он мне читал, или мы играли «в театр» – делали декорации для несуществующих пьес. Так я научилась воображать то, чего никогда не видела».
В Средний Кисловский переулок выходит здание Большого зала Московской государственной консерватории (дом № 6, 1894–1901 гг., арх. В. Загорский). Каждый, кто хоть раз бывал в Большом зале, мог обратить внимание не только на его уникальную акустику, но и на портретную галерею выдающихся композиторов работы художника Н. Бондаревского. Создавая портреты, Бондаревский и не помышлял, что через пятьдесят лет некоторые его работы будут признаны «политически незрелыми». Кому-то из сиятельных посетителей Большого зала, зашедшему послушать музыку в период активной борьбы с идолопоклонством перед Западом, не понравилось, что зарубежных композиторов в ряду «великих» больше, чем их русских коллег. И тогда в 1953 г. художники М. Суздальцев и Н. Мещанинов написали новые портреты: Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова и Шопена (великий поляк попал в список как композитор из страны «народной демократии»). Для того чтобы разместить их в зале, потребовалось убрать четыре старых картины. «Крайними» оказались Гендель, Глюк, Гайдн и Мендельсон. Новые портреты по стилю ничем не отличались от прежних, разве что надписи под ними свидетельствовали о разном времени создания. Что же касается изображений «провинившихся» своими нерусскими фамилиями композиторов, то их задвинули так далеко, что обнаружились они лишь спустя полвека. И то не все, а лишь два: Мендельсон и Гайдн. В 2000 г. портреты получили постоянную прописку у центрального входа в партер Большого зала.
В одном из самых старых зданий Малого Кисловского переулка – доме № 6 (первая половина XVIII в.) в 1820-х гг. располагалась словолитня Августа Семена. Французский подданный Огюст Рене Семен прибыл в Россию ещё в 1809 г. За большие заслуги в развитии типографского дела в России в 1827 г. ему была пожалована золотая табакерка, а в 1832 г. – бриллиантовый перстень.
В типографии Семена было напечатано более тысячи наименований книг, среди которых «Путеводитель в Москве», «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», первые издания произведений А. Пушкина, в частности «Бахчисарайский фонтан». В. Жуковский даже упомянул типографа в своём письме: «Бахчисарайский фонтан» – прелесть. Я думаю, надобно печатать у Семена».
В типографии Семена увидела свет и пушкинская поэма «Цыганы». Когда «Цыганы» вышли из печати, над Семеном неожиданно разразилась гроза. Виньетка на титульном листе книги привлекла внимание начальника Третьего отделения графа А. Бенкендорфа, усмотревшего в ней «политическое содержание». Выяснилось, однако, что эта виньетка имелась в комплекте типографских шрифтов, которые Семен предоставил Пушкину для выбора.
В 1902–1918 гг. в здании проводились занятия Музыкально-драматического училища при Филармоническом обществе. Прообразом училища явилась музыкальная школа, учреждённая ещё в 1878 г. В училище преподавали В.Немирович-Данченко, В.Мейерхольд, а выпускниками были И.Москвин, Е.Гоголева и многие другие выдающиеся деятели рус-ского театра. В 1935 г. здесь открылся Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).
История дома № 10 в Малом Кисловском (XVIII в., надстроен в 1953 г.) неразрывно связана с семьёй Якунчиковых, многие представители которой оставили неизгладимый след в истории русской культуры. Три дочери хозяина дома Василия Якунчикова, московского мецената и предпринимателя, Мария, Вера и Наталья нашли своё призвание в живописи. Их работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
В 1899–1903 гг. у Якунчиковых жил член объеди
нения художников «Голубая роза» С.Судейкин, а с 1908 г. – скульптор С.Конён-ков, переехавший в бывшую мастерскую Марии Якунчиковой, освободившуюся ещё в 1902 г. после преждевременной смерти талантливой художницы.
На Кисловке также жили балерина Е.Гель-цер, певцы А. Нежданова и Л.Собинов, композитор В.Калин-ников, звонарь-виртуоз К. Сараджев, художник Г.Якулов, актриса О.Книппер-Чехова, драматурги В.Вишневс-кий и Б.Ромашов.