Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В СССР реклама была

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

В июне 1979 года довелось мне брать интервью у министра внешней торговли СССР Николая Патоличева. В его богатой трудовой биографии был и период работы первым секретарём Челябинского обкома партии. И потому он с удовольствием рассказывал о своих поездках в город Магнитогорск, золотой юбилей которого как раз и праздновали в то время. 

Министр был добродушен, весел и, как мне тогда показалось, отвечал на любые вопросы открыто и свободно. Вот и на мой вопрос: «Каким образом мы продвигали свои товары на Запад?» он сообщил: «Мы выпускали замечательный рекламный журнал «Советский экспорт». Если сначала это издание позиционировалось как проспект, то впоследствии, в дни празднования 50-летия Великого Октября, Николаю Семёновичу удалось пробить новый статус – журнал. 

В тогдашнем СССР наличие собственного рекламного журнала было прорывом, равным созданию сверхзвукового истребителя. Каждый советский гражданин знал, что мы тоже делаем много хороших товаров, но вот упаковывать их ярко и необычно, а также рекламировать – не можем. Откуда взялось такое предубеждение – непонятно, но с каждым годом оно всё больше укреплялось в сознании массового потребителя. И у магазина «Ванда» выстраивались километровые очереди за слабыми в смысле парфюмерных свойств эссенциальными духами «Может быть…» стоимостью 2 рубля 50 копеек за флакончик, а вот настоящие духи с долгой отдушкой фабрики «Новая Заря», допустим, «Пиковая дама», «Красная Москва», считались старомодными и не пользовались особой популярностью у модниц. Иностранцы, наоборот, скупали упаковки с нашими духами. 

Духи, часы «Восток», многие образцы мебели, продукты питания, сложные агрегаты машиностроения, лекарственные препараты, хлопковые ткани, обувь из натуральной кожи – вот от чего приходили в восторг иностранцы. И журнал «Советский экспорт» интересно и разнообразно подавал это всё западному потребителю. Мало того, сравнивая многие обложки журнала «Америка» с обложками «Советского экспорта», с удивлением отмечаешь, что имеется некое сходство в шрифтовом, композиционном оформлении, в способах подачи материала. Только вот наши журналы были датированы более ранним числом. А мы по-прежнему, не ценя своё, ахали и охали от иностранной рекламной продукции. Но время расставило всё по своим местам, и выпускавшийся с 1957 по 1992 год единственный в мире внешнеторговый рекламный журнал «Советский экспорт» действительно был замечательным изданием, которое оставило след в международной журналистике. 

К 50-летию создания журнала ветераны издания, читатели, внештатный авторский актив, иностранные партнёры, стремясь сохранить память о неординарном событии, выпустили специальный сборник под названием «Мы!!!». Читаешь безыскусные воспоминания мэтров рекламы и фотожурналистики и представляешь, сколько сделали люди во имя пропаганды идей, продукции и услуг, созданных советскими людьми. И понимаешь, что не так уж мы и проигрывали в этом банальном обуржуазивании населения и что уровень жизни народа во многом совершенствовался благодаря отечественной продукции. 

Игорь НЕХАМЕС

Обсудить в группе Telegram

Игорь Нехамес

Нехамес Игорь Маврович родился в 1956 году. Пис... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS