В июне 1979 года довелось мне брать интервью у министра внешней торговли СССР Николая Патоличева. В его богатой трудовой биографии был и период работы первым секретарём Челябинского обкома партии. И потому он с удовольствием рассказывал о своих поездках в город Магнитогорск, золотой юбилей которого как раз и праздновали в то время.
Министр был добродушен, весел и, как мне тогда показалось, отвечал на любые вопросы открыто и свободно. Вот и на мой вопрос: «Каким образом мы продвигали свои товары на Запад?» он сообщил: «Мы выпускали замечательный рекламный журнал «Советский экспорт». Если сначала это издание позиционировалось как проспект, то впоследствии, в дни празднования 50-летия Великого Октября, Николаю Семёновичу удалось пробить новый статус – журнал.
В тогдашнем СССР наличие собственного рекламного журнала было прорывом, равным созданию сверхзвукового истребителя. Каждый советский гражданин знал, что мы тоже делаем много хороших товаров, но вот упаковывать их ярко и необычно, а также рекламировать – не можем. Откуда взялось такое предубеждение – непонятно, но с каждым годом оно всё больше укреплялось в сознании массового потребителя. И у магазина «Ванда» выстраивались километровые очереди за слабыми в смысле парфюмерных свойств эссенциальными духами «Может быть…» стоимостью 2 рубля 50 копеек за флакончик, а вот настоящие духи с долгой отдушкой фабрики «Новая Заря», допустим, «Пиковая дама», «Красная Москва», считались старомодными и не пользовались особой популярностью у модниц. Иностранцы, наоборот, скупали упаковки с нашими духами.
Духи, часы «Восток», многие образцы мебели, продукты питания, сложные агрегаты машиностроения, лекарственные препараты, хлопковые ткани, обувь из натуральной кожи – вот от чего приходили в восторг иностранцы. И журнал «Советский экспорт» интересно и разнообразно подавал это всё западному потребителю. Мало того, сравнивая многие обложки журнала «Америка» с обложками «Советского экспорта», с удивлением отмечаешь, что имеется некое сходство в шрифтовом, композиционном оформлении, в способах подачи материала. Только вот наши журналы были датированы более ранним числом. А мы по-прежнему, не ценя своё, ахали и охали от иностранной рекламной продукции. Но время расставило всё по своим местам, и выпускавшийся с 1957 по 1992 год единственный в мире внешнеторговый рекламный журнал «Советский экспорт» действительно был замечательным изданием, которое оставило след в международной журналистике.
К 50-летию создания журнала ветераны издания, читатели, внештатный авторский актив, иностранные партнёры, стремясь сохранить память о неординарном событии, выпустили специальный сборник под названием «Мы!!!». Читаешь безыскусные воспоминания мэтров рекламы и фотожурналистики и представляешь, сколько сделали люди во имя пропаганды идей, продукции и услуг, созданных советскими людьми. И понимаешь, что не так уж мы и проигрывали в этом банальном обуржуазивании населения и что уровень жизни народа во многом совершенствовался благодаря отечественной продукции.