Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 октября 2021 г.
Литература

В стиле необарокко

19 октября 2021

Юрий Буйда. Сады Виверны: роман. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021. – 377 [7] c. – (Новая русская классика). – 2000 экз.

Юрий Буйда предпринимает вторую попытку взобраться на вершину премии «Большая книга»: в сезоне 2012/2013 года он уже был лауреатом за роман «Вор, шпион и убийца».

Роман «Сады Виверны» обладает всеми элементами современной прозы. В нём есть весьма жёсткая эротика, принудившая издателей поставить на книгу маркировку «18+», ограничивающую возрастной порог доступности. Мы не можем цитировать эти пылкие фрагменты, так как в выходных данных «ЛГ» не проставлено никакого ограничения. Есть убийства и прочая жестокость. Есть коварство, но есть и любовь. Что же тогда говорить о фантастических и мистических материях, без которых сегодня не обходится ни одна ходовая книга! Издательства нынче избрали такую колоду, и читатели, похоже, охотно принимают такую пищу.

О содержании книги довольно полное представление даёт аннотация. Этот лаконичный жанр в последнее время приобретает особое значение. Что-то подсказывает нам, что их составляют сами авторы. А кому ещё это сделать с максимальной полнотой и точностью? Редактору? Да они в наши дни так изленились, что зачастую текст читают по диагонали. Корректор скажет: «Это не моё дело». А кто, как не автор, справится с задачей предварить чтение завлекательным пересказом основных событий.

Всё это в полной мере относится к «Садам Виверны»: «Искусный колдун превращает уродливых женщин в красавиц и оборачивается зверем, милосердный инквизитор отправляет на костёр Джордано Бруно и сражается с драконом, бесстрашный шалопай вступает в схватку с тёмным маркизом и спасает невинных девушек от санкюлотов, а многоликий агент петербургской полиции убивает великого князя и защищает от нацистов будущего президента Франции...» Ну чьё читательское сердце не дрогнет от любопытства и стремления узнать все детали этого головокружительного сюжета!

Роман написан живым, выразительным языком, без излишних изысков и куртуазного маньеризма: «С крыльца мы увидели виверну (фантастическое существо вроде дракона. – С.К.), шагавшую через сад. Когда она подняла лапу, чтобы сделать очередной шаг, я разглядел осенний лист, прилипший к её пятке. Крылья виверны волочились по земле, из ноздрей вырывались клубы дыма. Облитая с головы до кончика хвоста алой чешуёй, она набирала ход, расшвыривая статуи и сокрушая фонтаны, наконец подпрыгнула и с протяжным криком взвилась в небо». Всё это вполне подходит под определение такого стиля, как необарокко.

Придирчивый читатель, вероятно, углядит в некоторых перипетиях сюжета следы влияния других художественных систем. Пара героев – инквизитор дон Чема и сопровождающий его секретарь Мазо – напомнят аналогичный дуэт из «Имени розы» Умберто Эко, но ведь такого рода отношения героя и оруженосца, наставника и ученика известны со времён Сервантеса (и даже раньше) и превратились в культурный архетип.

Сексуальную невоздержанность персонажей книги можно соотнести с «Золотым ослом» Апулея и «Декамероном» Боккаччо, но, скорее всего, автор намеренно стремился к таким перекличкам. Интерес автора к делам полицейского департамента напомнит многие страницы из акунинского цикла о Фандорине. Но и это соответствие сегодня воспринимается не как повтор, а как закономерная и оправданная реминисценция: как-никак постмодернизм на дворе, без оглядки на метатекст никуда.

Понятно, что не каждому по вкусу придётся такой обязательный набор содержательных и композиционных ресурсов, приёмов, тем, но таков нынешний книгоиздательский стандарт. Боюсь, что если в наши дни в крупное издательство поступит рукопись в духе «Войны и мира», «Тихого Дона», да и просто добротная реалистическая вещь, то издатели посмотрят на старомодного автора с недоумением: а где кровянка, инцест, спецслужбы? Таковы времена, такова и проза.

Что касается перспектив романа Ю. Буйды в плане премиального будущего, то можно предположить, что его шансы на успех весьма основательны.

Сергей Казначеев

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS