В книге научно-популярных этюдов «Топонимы рассказывают» Валентины Лемтюговой читаем о полесском городке Иваново следующее: «На карте «Беларусь в конце XVI в.» значится как местечко Янов. А начиналась история селения значительно раньше. В XIV в. современный город представлял собой небольшую деревеньку под названием Порхово, которая в 1423 году была подарена Луцкому кафедральному костёлу. В 1465 году она была переименована в Яново в честь Луцкого епископа Яна Ласковича. Некоторое время служила в качестве второй резиденции луцких епископов. Будучи уже в статусе местечка, селение дважды горело (1525 и 1575 гг.). В 1801 году вошло в состав Гродненской губернии Российской империи. Затем согласно Рижскому договору 1921 года отошло к Польше и относилось к Пинскому повету Полесского воеводства. В советский период переименовано в Иваново. Но железнодорожная станция, что возле города, по-прежнему называется Янов Полесский. Славянское имя Ян, положенное в основу названия, восходит к церковному христианскому имени Иоанн (со староевр. yohanan – «Бог милует»). В русском именослове ему соответствует имя Иван».
Красивое и простое, божье имя у известного на Брестчине райцентра – что «в польской редакции», что во времена советские и нынешние. Минувшим летом мне здорово повезло. Под чутким «руководством» писателя и журналиста «яновца» Анатолия Крейдича несколько дней знакомился с городом и его окрестностями. А какие экскурсоводы и рассказчики у меня были!.. Анатолий, сам чутко относящийся к памяти края, познакомил с известным на Брестчине ветераном-газетчиком Алексеем Трофимовичем Кавко, а ещё позвал в попутчики писателя-натуралиста и фотографа Василия Жушму, поэтов Владимира Гетманчука и Валерия Кухарчука, мотольского художника Янку Романовича. Люди сдержанные, они всё же удивляли и многими знаниями о старом, богатом на исторические традиции Полесье. Иваново-Яново – самое что ни есть его олицетворение. Как и мои новые ивановские знакомые – настоящие полешуки, пинчуки, о которых Адам Киркор больше столетия назад рассказывал всему миру в «Живописной России»: «Полешук – консерватор по принципу. Он дитя своей природы, он верен заветам своих предков, как в нравах и обычаях, так в ведении своего хозяйства и прибавочных занятий, для него прибыльных и приятных. Заброшенный в бесконечные, дремучие леса, среди непроходимых болот и тундр, он не знаком ни с какими нововведениями и улучшениями; его обстановка, род занятий, привычек, даже самая наружность не изменились в течение целых столетий. Есть такие жители, которым не удавалось побывать даже в своём уездном городе. Только торговцы, разъезжающие по городам со своими произведениями, да жители местностей, ближайших к пристаням судоходных рек, или совершающие плавание на байдаках и барках – переняли кое-что от других; но они не имеют никакого влияния на большинство, на массы этих болотно-лесных обитателей, для которых самый мир оканчивается за пределами родного селища. Он даже дико посматривает на всякое нововведение и не верит в его целесообразность».
Правда, Романович и Крейдич, указав, что байдаки и барки – судоходные средства из далёкого прошлого, прямых исторических параллелей избегают. Живописец, чьи картины сегодня покупают галереи и коллекционеры разных стран мира, рассказывает о Полесье через портреты стариков и старух, написанных с натуры. Анатолий Крейдич приглашает меня к знакомству с Ивановом-Яновом через осмысление его историко-архитектурного ландшафта.
– Туристов чаще возят в Мотоль, чем знакомят с ивановскими улицами, – рассказывает Анатолий, который в Иванове живёт уже не первое десятилетие, успел и сродниться с городом, и душу его открыть. – А в нашем Янове самые интересные люди – лабори. «Яновец и лаборь – это синонимы. Промысел яновских лаборей состоит в хождении по свету и испрашивании пожертвований на церкви, а в былое время и на костёлы», – писали о яновцах в «Виленском вестнике» середины XIX века. У лаборей и язык свой был, своё «эсперанто», мало доступное кому-то из посторонних. Таинство ремесла того требовало…
Но мы пробуем открыть другое местечко, другой город, принадлежавший некогда Шуйским, Ожешкам. Бродим по улицам Ленина и Советской, выходим на площадь Октября. Любуемся памятником архитектуры начала XX века – Покровской церковью. А была некогда в городе и синагога. С яновцами-лаборями дружно уживались евреи, украинцы, поляки… Хватало им места на старых улицах и улочках – Пинской, Вокзальной… А в праздники каждый шёл в свой храм веры – церковь, костёл, синагогу…
Кстати, у Иванова богатая литературная история, говорит Анатолий Крейдич. Мы находимся у памятника художнику, композитору, писателю Наполеону Орде (1807–1883). Памятник был установлен в городе в 1998 году. Анатолий рассказывает о Вороцевичах – родовом имении художника: «Это совсем рядом, надо обязательно съездить, сейчас там отдел культуры райисполкома проводит просто грандиозную работу по созданию настоящего музейного, просветительского центра…»
А если всматриваться в ближнюю литературную историю Иванова, то нельзя не сказать, что районная библиотека носит имя русского писателя Фёдора Панфёрова. Причиной тому встреча автора «Брусков» с читателями полесского городка, а затем и переписка. Наследники передали в библиотеку 2 тысячи книг из собрания писателя. В начале 1990-х был создан общественный музей Фёдора Панфёрова…
Мы с Анатолием договариваемся побывать и в Достоеве, где в местной школе действует литературно-краеведческий музей, куда заглядывают и наследники автора «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых». «Знаешь, без Достоева и знакомства со школьным музеем и его создателем Анатолием Иосифовичем Бураком, считай, и в Иваново зря приезжал», – замечает мой попутчик. Но убеждать меня не надо, про Анатолия Иосифовича я наслышан. В Достоеве лишний раз убеждаюсь, что без школьного краеведения история была бы намного беднее. У Анатолия Бурака хватает сил и времени по крупицам собирать всё, что относится к тому времени, когда здесь жили предки Достоевских. И удача сопутствует настойчивому краеведу. Одна древняя карта-схема, поясняющая многие тайны обустройства усадьбы, дорогого стоит. Бурак не замыкается в рамках своего Ивановского края, переписывается с известнейшими достоеведами России. Благодаря инициативе школьного учителя установлен мемориальный знак на месте бывшей усадьбы Достоевских…