Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьёзы и прочие замечательные вещи из коллекции М.Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея. – М.: Издательская программа «Интерроса», 2008. – 384 с.: ил.
Выхода каждого нового тома «Издательской программы «Интерроса» ждёшь поистине с нетерпением: что там ещё придумают, что найдут эти неугомонные и любящие своё дело люди. С тех пор как эта издательская программа появилась, а случилось это в не столь далёком 2001 году, издано немногим более 20 богато иллюстрированных альбомов по истории, искусству, культуре. Но каждый из них – поистине уникален. И с точки зрения полиграфического исполнения, и по содержанию, поскольку в любом из них – системный подход, глубокая проработка, введение в оборот неизведанных (или хорошо забытых) культурно-исторических артефактов. Не размениваясь по мелочам, не рефлексируя на давно уж замусоленную тему диктатуры потребительского спроса, «Интерроса» делает то, что следовало бы назвать книгоиздательским haute couture на прочной культуртрегерской подкладке. Или же – кладоискательством, поскольку именно этим, по сути, и призван заниматься отпочковавшийся пару лет назад от материнского тела программы проект «Первая публикация», который успешно рыхлит и исследует делянку, занимаемую на ниве отечественной культуры российскими музеями, в первую очередь периферийными.
Один из последних опусов «Издательской программы» – увесистый и очень празднично оформленный фолиант, посвящённый коллекции Егорьевского историко-художественного музея. Выбор на первый взгляд не самый очевидный. Однако ж, как выясняет пытливый читатель уже на первых страницах, для членов экспертного совета проекта Егорьевск – старинный купеческий городок, расположенный в ста с небольшим километрах от Москвы, – стал настоящей пещерой Аладдина. Сама история возникновения в нём музея – уже целая повесть с весьма внятным назидательным посылом, обращённым к сегодняшним отцам городов российских.
Разбогатевший на мануфактурном промысле фабрикант Никифор Бардыгин, избранный городским головой, свои средства предпочитал тратить на благоустройство родного города: прокладывал мостовые и разбивал парки, строил мосты и открывал гимназии, возводил монастыри и храмы. Достойный сын своего отца, Михаил Никифорович Бардыгин не только удесятерил оставленный батюшкой капитал, но и успешно продолжил его начинания: устроил несколько училищ и гимназий, в том числе училище для сельских мальчиков, где их обучали – ни много ни мало – фермерству; разбил знаменитый Технический сад, составленный из более чем 100 пород деревьев, привезённых со всей России, понастроил церквей и колоколен… И открыл при фабрике библиотеку, призванную стать культурным центром города. Первые экспонаты в музейный отдел библиотеки – старинные боярские одежды – пожертвовал в 1910 г. шурин Михаила Никифоровича известный коллекционер В.В. Постников, уже, к слову, вдохновивший некогда А.А. Бахрушина на создание Театрального музея и вообще имевший талант заражать своей страстью к собирательству всех и вся. Немудрено, что при таком почине уже через год музей обрёл самостоятельный статус и стал называться «Частное собрание русской старины», а с 1915 года – и вовсе Музеем Императорского Московского археологического института имени императора Николая II. Содержание разросшегося собрания, насчитывавшего более 10 000 ценных экспонатов, финансировал, заметим, по-прежнему Бардыгин.
Судьба музея после революции, разумеется, круто переменилась: часть экспонатов была расхищена или безвозвратно погублена, часть уцелевших уже в 1930-е годы разошлась по центральным музеям страны – в Третьяковскую галерею, Исторический музей, Музей древнерусской живописи им. Андрея Рублёва, музеи-усадьбы «Кусково», «Архангельское», «Спасское-Лутовиново», «Ясная Поляна»… Тому, что осталось, выпали классические хождения по мукам того времени – мытарства бесконечных переездов и небрежение случайных попечителей. Снова в добрые руки остаткам коллекции Бардыгина довелось попасть только в 1945-м, а долгий и мучительный процесс возрождения былого великолепия Егорьевского музея, затянувшийся на долгие десятилетия, скорее всего, остался бы домашней местечковой радостью, когда бы не счастливая мысль руководства музея послать заявку на конкурс новенького, буквально ещё с иголочки, проекта «Первая публикация»…
Увидев собрание экспонатов, поступивших в музей ещё при М.Н. Бардыгине, эксперты проекта ахнули и кинулись исследовать запасники музея в поисках новых сокровищ. И они были найдены, тщательно описаны и сфотографированы, и те, что нуждались в реставрации, были самым деликатным образом отреставрированы, а в некоторых особо запущенных случаях – и атрибутированы заново. И вся эта колоссальная работа была проделана «интерросовцами» для того, чтобы бесценная коллекция старинной одежды, оружия, посуды медной и железной, а также деревянной, фарфоровой и стеклянной, уникальных картин кисти почти сплошь неизвестных, но гениальных русских художников, икон, рукописей и прочая, и прочая, способная быть точкой мощного туристического притяжения, случись ей находиться в каком-нибудь пусть даже крохотном европейском городке, смогла бы стать предметом законной гордости не только для патриотически настроенной части земляков фабриканта Бардыгина, но и для всякого цивилизованного человека, желающего испытать прилив нефальшивой национальной гордости великороссов. Не просто роскошная книга. Подлинно меценатский жест.